Украинская сменяемость власти и право на протест - очень условны

На модерации Отложенный

Вчера в рассказе нашего журналиста Yulia Korzun, которая вернулась из Минска, многих поразила парадоксальность фразы, вынесенной в заголовок. “Белорусы на протестах берут пример с нашего Майдана, но не хотят его последствий у себя”.

На самом деле она расшифровывается довольно просто. Белорусы считают Украину для себя примером как государство, где граждане имеют право на протест и где умеют добиваться сменяемости власти. Однако они не хотят, чтоб при этом у них была как и у нас нищета, война, национализм и раскол, разгул криминала и коррупции, испорченные отношения с Россией.

Конечно, такое представление для многих украинцев выглядит очень наивным, так как по нашему опыту мы знаем, что Майдан и все перечисленные плохие его последствия идут в комплекте.

Но все-таки давайте разберем то, с чего белорусы хотят брать с нас пример – сменяемость власти и право на мирный протест.

Это как раз тот случай, про который говорят «жизнь не так проста, как кажется».

Итак, сменяемость власти.

На первый взгляд тут спорить не о чем. Был у нас Порошенко, стал Зеленский. Пришел к власти на свободных выборах с острой критикой своего предшественника и проводимого им курса. Прекрасно? Прекрасно. Но проблема в том, что по сути он продолжает тот же курс, который был и у Порошенко. Не выполнив большую часть своих обещаний (в первую очередь по поводу войны на Донбассе).

И это произошло не из-за того, что отдельно взятый Зеленский оказался таким обманщиком. Это произошло потому, что у нас в стране с 2014 года внешнее управление. И именно оно определяет курс страны вне зависимости от того, кто побеждает на выборах и с какими лозунгами.

Обещаешь мир на Донбассе? Молодец. Обещай. Соберешь голоса. Снимаешься в фильме, где посылаешь МВФ в жопу? Тоже неплохо. Проголосуют. Но все равно потом ты будешь делать не то, что ты обещал. А то, что мы тебе скажем.

Так что сменяемость власти как бы есть. Но на самом деле ее нет. И избавиться от диктатуры внешнего управления многократно сложнее, чем сбросить Януковича или даже Лукашенко.

Далее. Право на мирный протест.

Оно как бы есть. Но не у всех. Националисты, например, могут днями и ночами кричать под окнами Зеленского и генпрокурора свои кричалки. Но после того как вышла, допустим, Партия Шария, ее активистов начали избивать по всей стране и никто ничего с этим не делает.

И Партия Шария уже на улицы не выходит.

Как это будет в Беларуси? Моделируем ситуацию. После свержения Лукашенко к власти приходит ориентированное на Запад правительство, которое начинает решительные «проевропейские реформы». Их план кстати уже обнародован организацией Реанимационный пакет реформ. Да, именно такой клон нашего РПР уже появился и в Беларуси (и действительно, зачем менять названия).

В этом плане уже прописаны меры по привлечению инвестиций и транснациональных корпораций в страну через массовую приватизацию, рынок земли и прочие хорошо известные нам идеи (ссылка в первом комментарии).

Естественно, что большая часть белорусской промышленности, сохранившаяся с советских времен, при таком подходе отправляется на металлолом. Особенно если еще и произойдет разрыв с Россией, на рынок которой работают многие производства.

Рабочие (те самые, что сейчас выходят на митинги против Лукашенко и ОМОНа) остаются без работы и зарплаты и начинают протестовать.

Что будет? Как минимум, их акции никто не заметит. Как никто не замечает и не реагирует на 90% акций протеста в Украине.

А в худшем случае, если рабочие попытаются привлечь к себе внимание какими-то более радикальными действиями – например, захватами зданий, то их могут объявить агентами Кремля и ФСБ и спалить в этих же зданиях, сказав потом, что среди сгоревших белорусов не было, а это были «наемники ЧВК Вагнера» (Лукашенко ж тему подогнал, чего не использовать).

И никто санкций против новых белорусских властей за это на Западе вводить не будет. Максимум, международные организации будут выражать сожаление и обеспокоенность отсутствием объективного расследования на годовщину трагедии.

Вот такая вот история.

Поэтому логика «давайте свергнем Лукашенко (Януковича и т.д.), а что будет дальше не важно. Важна лишь сменяемость власти. Одного поменяли, поменяем и второго, если он нам не понравится» это путь к не очень хорошим, мягко говоря, последствиям.

Наоборот – ответ на вопрос «что будет дальше» всегда и везде намного важнее смены фамилии президента. Потому что дальше может быть гораздо хуже, чем было.