«Укро-майдан» и «белмайдан»: десять отличий

На модерации Отложенный

Практически уже никто не сомневается в том, что украинские майданы в 2004 и 2014 годах и нынешний белорусский-2020 — это пирожки из одной печки «цветных революций», изготовленные по одним рецептам. И с одинаковыми целями — снести законную власть.

Однако есть и отличия. Причем даже после второй ночи «народной революции», гуляющей по городам и весям Белоруссии, их много. И было еще больше, но уже ко второму дню протестов отпали два. Как бы все же появилась сакральная жертва - погиб какой-то странный подрывник с самодельным взрывным устройством со стороны «восставших» или, как принято называть в Белоруссии, «рассерженных» граждан. Кроме того, все же раскачались и отдуплились негодованием и призывами к «мирной демократии» США – главный закоперщик так называемого коллективного Запада. А так ведь сначала «пылили» только европейские «гиганты демократии» типа Польши, стран Прибалтики, Норвегии и дежурных бюрократов ЕС и НАТО.

В Украине же это было сразу, а в Белоруссии пришлось ждать два дня. Зато потом – пошло-поехало по полной программе. Однако и тут есть нюансы. Во-первых, сакральную жертву полиция, спецназ и внутренние войска на страже «Батьки» даже пальцем не трогали. А наоборот – пытались спасти, но раны от взрывного устройства оказались несовместимыми с жизнью.

Во-вторых, США традиционно обвинили победителя президентских выборов Александра Лукашенко в «фальсификации голосов». «США глубоко озабочены проведением президентских выборов в Белоруссии, которые не были свободными и справедливыми. Серьезные ограничения по допуску кандидатов, запрет допуска местных независимых наблюдателей на участки, методы запугивания оппозиционных кандидатов, задержания мирных протестующих и журналистов омрачили процесс. Мы призываем власти Белоруссии уважать права всех белорусских граждан на мирные собрания, воздержаться от применения силы и освободить всех неправомерно задержанных. Мы решительно осуждаем продолжающееся насилие против протестующих и задержание сторонников оппозиции, равно как и блокирование интернета для препятствования распространения белорусскими гражданами информации о выборах и демонстрациях», было сказано в заявлении госсекретаря США Майка Помпео.

Это типичное преддверие требований так называемого «третьего тура» выборов, чтобы попытаться мирно отстранить Лукашенко от власти. Потому что параллельно американцы пошли по, как бы это сказать поточнее, «венесуэльскому варианту»: член комитета по иностранным делам в сенате США Роберт Менендес предупредил официальный Минск, что «недавние достижения в двусторонних отношениях США и Белоруссии не будут ничего стоить, пока белорусские власти не посчитают точно воскресные бюллетени или не проведут выборы заново в соответствии с международно признанными демократическими стандартами». А сенатор штата Айдахо Джим Риш призвал Лукашенко самому сложить оружие, прекратить сопротивление «народу» и передать власть тому, на кого США и Запад укажут: «То, что президент Лукашенко решил ответить на это насилием и репрессиям в отношении оппозиции и протестующих, является бессовестным. Г-н Лукашенко должен позволить достоверный учет результатов вчерашнего голосования и уйти в отставку, если, как показывают отчеты, он не был переизбран демократическим путем».

Свой какой-то «белорусский Гуайдо», надо понимать, в загашнике у Запада уже давно имеется. Просто они его пока не засветили.

В остальном же уже заметны, как минимум, десять существенных отличий белорусского майдана:

1. Проходит, собственно, не один майдан - в центре города, так сказать, стационарный, а много мини-майданов в разных частях Минска и других населенных пунктов. Можно сказать, распыленный, дисперсный или плавающий майдан, так как митингующие постоянно меняют точки сбора и протеста, то уходя, то возвращаясь на уже «зачищенные» места и таким беря правоохранителей измором.

2. Пока нет таких предателей в ближайшем окружении Лукашенко, каким был в Украине Сергей Левочкин, работавший главой Администрации президента Виктора Януковича, но параллельно готовивший майдан для свержения шефа. Возле Лукашенко точно есть такие люди, но их пока берегут.

Наверное, впрок – а вдруг Лукашенко не дрогнет и придется повторять попытки его свержения. И свой человек всегда понадобится.

3. Пока нет в «работе» подготовленных в спецлагерях боевиков и отморозков, которые были в Киеве – типа «Самообороны майдана» или «Правого сектора». Или они пока не «раскрутились» по полной. Хотя сразу обозначился «украинский след» - президент Украины Владимир Зеленский зачем-то полез поддерживать «рассерженных» соседей.

 

4. Нет пока и «грузинских снайперов», которые палили бы в обе стороны протеста и таким образом доводили противостояние до кровавого кипения и появления своей «небесной сотни».

5. На второй день протестов стало понятно, что сил у майдаунов не так и много. На Минск и пару-тройку крупных городов их еще хватало, а вот покрыть всю страну, как бык овцу, как планировалось изначально, уже не получалось. То ли денег дали мало, то ли и в Белоруссии разворовали, то ли стартовые условия для протестов в двух соседних странах изначально были разные.

6. Так называемый лидер «объединенной оппозиции» и главный соперник Лукашенко Светлана Тихановская пока отказалась возглавить протесты и брать на себя возможную кровь майдана. Она то ли готовит себя на роль «белорусской Гуайдо» и тихарится, бережет силы, то ли что-то знает и боится. А знать она может главное: если и быть «белорусскому майдану» со своей сакральной жертвой», то ею может стать она сама. И белорусский КГБ, кстати, уже предупредил, что предотвратил покушение на Тихановскую. Инициаторам и организаторам протестов ее не жалко, а вот поджечь протесты и сделать их еще более массовыми ее убийство вполне способно.

7. Полиция изначально не захотела играть с «рассерженными» в бирюльки и поддавки, как это было в Киеве, где свержение власти проходило, так сказать, в прямом эфире. На майдане, на главной трибуне работало электричество. Не отключили связь и интернет. И протесты можно было координировать даже по громкоговорителю. В Белоруссии протесты сразу обесточили в прямом и переносном смысле.

8. В случае с белорусским майданом и президентскими выборами сразу решительно на сторону законных властей встали их геополитические союзники и оппоненты «цветных революций» в мире. А именно – главы России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин сразу же поздравили Лукашенко с победой, всем объяснив, с кем они и кого будут поддерживать. Украинский Янукович к моменту майдана так навихлялся в разные стороны и всем надоел, что его особо никто не поддерживал. И денег-то ему Россия подкинула, но было уже поздно.

 

9. Лукашенко изначально отказался контактировать с оппозицией - зачинщиками майдана и их закулисными западными организаторами. И – тем более – подписывать с ними какие-то письменные соглашения-гарантии личной безопасности по примеру Януковича, которого таким образом обманули и «кинули» так, что он чудом избежал расправы. «Батька» не хочет так рисковать.

10. Все зависит от решительности и твердости Лукашенко. Он в отличие от откровенно труса и, извините, соплежуя Януковича пока тверд и непреклонен: по-прежнему обещает, что «майдан в Белоруссии не пройдет», а он сам «не даст разорвать страну». Это однозначно мобилизует и делает такими же решительными и всех его сторонников. В первую очередь – правоохранителей, разложить которых – главная задача майдаунов, и они об этом говорят открыто.

И теперь уже очевидно: если «Батька» уступит посулам, призывам и обещаниями доброхотов со всех сторон и «поплывет», ему и Белоруссии конец. Ну, в том виде, в котором они есть сейчас. А в каком они будут после «победы майдана», хорошо видно по Украине после «рыволюции гидносты». Как там говаривал «старина» Вильям наш Шекспир, «ад пуст – все черти здесь». Вот-вот. Не для того Запад валит и Белоруссию, чтобы дать ей спокойную и зажиточную жизнь, не для того…