Майдан в Минске: три урока для Владимира Путина

На модерации Отложенный

В Москве за белорусскими протестами, очевидно, наблюдают не только как за очередным противостоянием с Западом. Но и как за весьма важным кейсом в союзом государстве - то есть почти в самой России.

Вполне возможно, Кремль сделает несколько важных выводов из происходящего в братском государстве. А предупрежден - значит, вооружен. Какие уроки российский режим может вынести из случившегося в Белоруссии?

Урок 1. Кормить своих силовиков

Если посмотреть на события последних десятилетий, основными причинами падения недемократических (да и демократических тоже) режимов в разных странах мира было не восстание населения, а раскол в силовых структурах. Одно дело разгонять митинги, а другое - стрелять по своим коллегам и даже соратникам.

И в этом смысле Белоруссия - не Украина, где силовики уже много лет сами решают, какие приказы президента им выполнять, а какие - не стоит, отмечают аналитики Московского центра Карнеги. Несмотря на постоянные междоусобные войны, белорусские силовые структуры не давали серьезных оснований усомниться в своей лояльности Александру Лукашенко за все 26 лет его правления, а любые намеки на своеволие быстро и жестко подавлялись.

Даже в непростые 1990-е еще молодой белорусский президент мог приказать разогнать силой не только протест, но и парламент с всенародно избранными депутатами, и приказ исполнялся. Неясно, почему по-другому должно быть сейчас, когда силовики стали одной из самых благополучных и привилегированных частей белорусского общества.

И это важный сигнал для Кремля. Только лояльные, неразобщенные силовики, которые беспрекословно выполняют любой приказ режима, станут его главной опорой во время политической турбулентности.

Даже итоги «травоядных» российских протестов последних лет показали: российская власть, начиная от президента Владимира Путин и заканчивая районными судьями, в делах о противодействии полиции или Росгвардии полностью стоит на стороне силовиков. Даже если выглядит все это абсурдно, государство демонстрирует в этом вопросе абсолютную последовательность. А силовые структуры платят за такое отношение сторицей и пока что не дают причин сомневаться в своей верности.

Урок 2. Выращивать «правильную» оппозицию

Белорусские протестующие - это не столько украинский Майдан, сколько российская Болотная площадь.

Большинству из них есть что терять, а их претензии к Лукашенко в основном политические и даже эстетические.

По сравнению со многими другими постсоветскими государствами в Белоруссии нет ни крайней нищеты, ни озлобляющего экономического расслоения, ни радикального антироссийского национализма. А без таких стимулов людей трудно заставить рисковать карьерой, а то и жизнью в битвах с ОМОНом.

Почти такой же выглядела ситуация во время российских протестов. Глубинные россияне равнодушно, а то и даже с отвращением взирали на попытки «зажравшихся москвичей» протестовать против режима и никак их не поддерживали. А среди любителей московских кофеен и барбершопов революционная ситуация сформироваться ну никак не может.

В этом смысле хабаровские протесты, когда на улицы вышли простые люди, показали, что власти к таким историям относятся очень внимательно. Не занимаются «винтиловом», не бросают людей в тюрьму, стараются кризис как-то купировать, выпустить пар, спустить дело на тормозах.

Для Кремля крайне важно, кто и где протестует. Пока это делают хорошо изученные столичные «оппозиционеры», их можно гонять дубинками и потому судить за брошенный в полицейского стаканчик. А вот если протест происходит на Дальнем востоке - это совсем иное дело.

Урок 3. Гайки, хлеб и зрелища

Вполне вероятно, что волнения в Белоруссии станут еще одним веским аргументом в руках российских силовиков, к которому они будут прибегать в дискуссиях о будущем внутренней политики России. И, возможно, они будут услышаны Владимиром Путиным. А это может вылиться в закручивание гаек и дальнейшее ущемление и без того малочисленных политических свобод.

При этом обратной (а, может, и главной) стороной процесса выращивания нужной оппозиции является обязательное и желательно максимальное отделение обычного народа от любых протестов, да и от политики вообще. И для этого Кремлю нужно иметь не только мощную и эффективную пропагандистскую машину, работающую в том числе и в интернете, но и экономические пряники в кармане. И вполне возможно, что в ближайшее время мы можем увидеть новую раздачу денег широким народным массам с цель фактической «закупки» их лояльности, как это происходило перед голосованием по поправкам.

В общем, по ком звонит белорусский колокол, в Кремле должны понимать очень четко. И начинать думать о том, чтобы его отзвуки не вызвали ответный набат во время выборов в Госдуму РФ уже 2021 году.