Селитра в порту Бейрута не могла взорваться случайно, заявил капитан затонувшего судна

На модерации Отложенный

Аммиачная селитра, хранившаяся в порту Бейрута и взорвавшаяся 4 августа, не могла сдетонировать сама по себе - для этого было необходимо внешнее воздействие, сообщил РБК бывший капитан судна Rhosus, с борта которого шесть лет назад было конфискован взрывоопасный груз.

"Была какая-то внешняя причина. Может быть, искра, может быть, поджог, взрывное устройство. Был какой-то внешний детонатор", - объяснил бывший капитан Борис Прокошев. По его словам, селитра находилась в двух мешках - герметичном полиэтиленовом и еще одном более плотном. "Воздух и вода туда не поступали. Каждый мешок весил тонну, было 2750 мешков", - сообщил Прокошев.

Сухогруз Rhosus следовал из грузинского порта Батуми в Мозамбик в 2013 году. По пути капитан принял решение зайти в порт Бейрута, однако после прибытия туда судна власти провели проверку и задержали его, а позже конфисковали груз аммиачной селитры. После задержания судна часть моряков смогла вернуться домой, а часть - капитан, старший механик, третий механик и боцман - осталась на судне.

По словам Прокошева, ливанские власти не разрешили оставшимся морякам покинуть страну и территорию порта, "чтобы за грузом смотрели, за судном забесплатно". В результате морякам пришлось жить на пароходе, продукты и необходимые вещи им доставлял ливанский агент, нанятый владельцем судна. Им называют россиянина Игоря Гречушкина, который сейчас живет на Кипре. По словам Прокошева, Гречушкин бросил судно, но его обязали содержать экипаж.

Моряки пытались бастовать и организовать голодовку, но "смысла на судне голодать никакого, только умереть", отметил бывший капитан. Моряки смогли вернуться домой только через год, продав часть топлива и наняв на вырученные деньги адвоката, который подал в суд на правительство Ливана за незаконное удержание части экипажа. Спустя три месяца суд принял решение отправить моряков на родину.

По словам Прокошева, селитру выгрузили с судна после отъезда экипажа. При этом моряки остались без положенной зарплаты. По подсчетам капитана, ему должны более 200 тысяч долларов, включая неустойку за удержание в Бейруте. Прокошев еще в 2014 году жаловался в профсоюз моряков в Новороссийске на проблемы экипажа Rhosus. В жалобе говорилось, что владелец судна не может его продать и рассчитаться с моряками из-за нахождения на борту опасного груза. Капитан отмечал, что владельцу корабля предлагали отказаться от судна. В этом случае все долги были бы уплачены, а Rhosus отправили бы в металлолом, но владелец "заартачился".

Между тем газета The New York Times выяснила, что судно затонуло в порту Бейрута еще в 2018 году и его остов, согласно спутниковым снимкам, до сих пор находится примерно в 500 метрах от места взрыва.

Напомним, первой "Медиазона" обратила внимание, что Rhosus, работавший под молдавским флагом, принадлежал проживающему на Кипре уроженцу Хабаровска Игорю Гречушкину. Судно, перевозившее 2750 тонн селитры из грузинского Батуми в Мозамбик, в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.

На тематических форумах моряков неоднократно встречаются негативные отзывы о судовладельце Игоре Гречушкине и его компании Teto Shipping Ltd: моряки пишут про задержки по зарплате и плохом состоянии судна. Компания Teto Shipping Ltd была зарегистрирована на Маршалловых островах в 2012 году и прекратила свое существование в сентябре 2014 года. А в июле 2013 года Rhosus на 14 дней оказалось под арестом в Севилье.

Сильный взрыв прогремел вечером во вторник в районе порта Бейрута. Взрыву предшествовал небольшой хлопок, через пять минут появился черный и белый дым, а затем произошел мощный взрыв, в небо поднялся столб красного дыма. Число погибших превысило 100 человек, более четырех тысяч человек получили ранения. При этом ливанские власти ожидают роста количества жертв из-за большого числа пропавших без вести, тела из-под завалов обрушившихся зданий продолжают извлекать до сих пор. В связи с трагедией в Ливане объявлен трехдневный траур.

Материалы по теме:

Я и Трамп считаем, что взрыв в Бейруте не был случайностью

Что-то взорвалось в Бейруте, и это не пиротехника и не удобрения

Российский судовладелец допрошен кипрской полицией по "бейрутскому делу"

Селитра, рванувшая в бейрутском порту, была грузом с арестованного корабля российского судовладельца