Вопреки телевизору. Россияне заметили хабаровские протесты
На модерации
Отложенный
Аресты хабаровский «активистов» никак не повлияли на снижение накала протеста, поскольку эти люди не являются лидерами и могут быть легко замещены.
Не так давно социолог Алексей Захаров опубликовал очень познавательный сравнительный обзор общенациональной узнаваемости Хабаровского протеста по результатам опросов Левада-центра:
«Цифры очень обнадеживающие. Большая часть россиян в курсе, и сочувствуют протестующим:
Знаете ли вы о протестных акциях, проходящих в Хабаровском крае в связи с арестом губернатора Сергея Фургала?
Внимательно следите за тем, как развиваются события - 26%
Что-то слышали об этом - 57%
Впервые слышите об этом - 16%
Как вы относитесь к людям, вышедшим на эти акции протеста?
Скорее положительно - 45%
Нейтрально, безразлично - Хабаровск 23%
Скорее отрицательно, негативно - 17%
Затрудняюсь ответить - 11%
Для сравнения, московские протесты прошлого лета были менее заметны (внимательно следили 16%, что-то слышали 47%), и к ним заметно хуже относились (положительно 23%, нейтрально 45%, отрицательно 25% [2]). Заметность прошлогодних событий в Екатеринбурге, Ингушетии и Шиесе была еще ниже (41%, 74% и 65% опрошенных о них ничего не слышали). Делегитимизировать хабаровский протест - более сложная задача для Путина, и пока не понятно, как он будет справляться...»
Другой социолог, Сергей Ерофеев объясняет, что на самом деле происходит в Хабаровске в последние дни в условиях почти полной информационной блокады со стороны государственных СМИ:
«Освещение будней протеста независимыми источниками: во вторник 4 августа 2020 из Хабаровска было 7 стримов длиной в два часа и дольше, из них 4 с просмотрами в количестве от 100 до 200 тысяч за первые часы. Это означает, не считая главные выступления по субботам, значительный рост по сравнению с предыдущими днями и неделями (тем более что Алексей Романов арестован, а Дмитрий Низовцев вернулся в Москву). При этом, как и прежде, независимые медиа и стримы, при ограниченности их комментариев, не дают объемной картины происходящего, так чтобы аудитории было понятнее, идет ли протест на спад и какова в целом динамика борьбы, которую мы наблюдаем.
Конечно, хабаровский протест можно обсуждать “политологически”, когда предпочтение отдается сравнительному анализу алгоритмов подавления подобных протестов властями, хотя в принципе в этом нет ничего нового. Другие комментаторы заняты рассказами о поведении преимущественно представителей стороны власти, но отнюдь не публики. Продуктивнее, когда такое обсуждение ведется с учетом успешного опыта публики Екатеринбурга и Шиеса, а также уникальности хабаровской ситуации, поскольку это единственный регион России, который в последние время попробовал пожить для себя, без чрезмерного вмешательства Кремля, а его жители в критический момент сразу выступили с политическими требованиями. И все же в откликах на хабаровские события много гаданий на политологической гуще (даже один из 3,5 настоящих политологов в России Григорий Голосов безосновательно утверждал, что у протеста были изначальные организаторы), тогда как перед нами случай в первую очередь культурный и социологический.
Важнейшим подспорьем для получения объемной культурной картины политической борьбы – а это, с точки зрения науки, именно нормальная политическая борьба – и выявления ее динамики могли бы стать (1) опросы хабаровчан (кажется, местный штаб Навального этим уже занимается), а также (2) простое социологическое наблюдение над происходящим и его описание с возможностью категоризации элементов публичного действия. Второе – это то, чем при наличии структурных условий, таких как известная доля свободы и профессиональная конкуренция, должны заниматься журналисты. Однако этого не делает даже присутствующий в Хабаровске Дождь, и не столько потому что не имеет в своем распоряжении профессионалов – такое упражнение что семечки для целых полутора имеющихся у канала грамотных журналистов, – просто при отсутствии упомянутых структурных условий он не может позволить себе до конца честный и всесторонний анализ. Других же федеральных СМИ нет в деле, даже таких как The New Times, Новая газета, Радио Свобода и Медиазона.
В то же время почти любой, кто внимательно просматривает различные стримы из Хабаровска, способен заметить то, что может послужить критическим материалом для культурно-социологического анализа на основе доступных панорам и сценок. Я в этой связи уже размещал в Фейсбуке небольшие наброски по поводу динамики поведения хабаровской публики и, в частности, расширения ей репертуара требований и эстетического обрамления политического действия. Раз пока этим никто толком не занялся, добавлю немного о том, что привнес 25-й день.
- Протесты остаются неорганизованными и мирными, при этом в разговорах демонстрантов впервые отчетливо проявилась удовлетворенность ситуацией краудсорсинга при отсутствии лидеров. Интересно, что привычно небольшая по будням группа протестующих сегодня была особенно громкой, даже под дождем и зонтами, причем стали слышнее и настойчивее голоса молодых мужчин. Является ли такое физическое усиление голоса признаком если не растущей организованности протеста, то по крайней мере консолидации его ядра?
- Независимого блогерского освещения стало еще больше. В такой ситуации аудитории трудно разделять блогеров на тех, на ком лежит подозрение в сотрудничестве с Кремлем (“Рупор Москвы”) и тех, кто является новой порослью (“RusNews”, “Народное слово” и т.д.). При этом рост блогерства происходит в основном не за счет стримеров, а за счет комментаторов, многие их которых все больше подвержены политологическому гаданию.
- Взаимодействие с властью. Обращаться не только к врио губернатора, но и к местному парламенту, похоже, уже считается бесполезным. Чувствуется убежденность, что ЛДПР и ее региональные депутаты политически похоронены. Свежее заявление Жириновского о выдвижении Дегтярева в губернаторы в 2021 вызывает уже не возмущение, а сарказм. Суды пока игнорируются. Ожидания освещения происходящего местными СМИ как четвертой властью также оставлены в прошлом, расчет в основном на блогеров, присутствие телеканала Дождь энтузиазма не вызывает. Полиция по большей части игнорируется, нет больше скандирования благодарности за ее нейтралитет, но и шейминг в ее адрес в целом сошел пока на нет. При этом, с одной стороны, впервые с помощью полиции удалось эффективно избавиться от предполагаемого провокатора; с другой стороны, протестующие резче проявили ситуативную злость на полицию – марширующая колонна окрысилась на полицейскую машину при попытке призвать “не нарушать порядок”, заставив ее “матюгальник” замолчать. Одновременно прошли слухи, что “менты эшников забирают”.
- Лозунги. К "Россия, выходи", "просыпайтесь города, с нашей родиной беда", "нам нужна поддержка всей страны" добавился "народу России спасибо". Таким образом, риторическая обратная связь между регионами установлена. Можно предположить, что усиление риторики связанного действия возможно, если хабаровчане в ответ на выступления в других городах начнут заявлять о поддержке задержанных там защитников Хабаровска. При этом “свободу политзаключенным” звучит все активнее, возможно состоится переход к более действенному “свобода политзэкам”. В целом слабые с точки зрения мобилизации лозунги-кальки типа “пока мы едины, мы непобедимы” звучат реже. Акцент перемещается на новации – “Путин вор, украл Фургала”, а также, вслед за “долой царя”, зазвучало “нет диктатуре” как продолжение развития антисистемного дискурса.
- Эстетика протеста. Сопровождение колонны автомобилистами по будням имеет место не первый день, но сегодня их стало больше. Теперь они выступают как часть колонны (от чего недалеко и до “автопротеста”), в том числе в качестве защиты от полиции сзади. Сигналить водители стали постоянно, утвердилась практика использования не только флагов на машинах, но и кодовых аварийных сигналов. Пока нет комментариев по поводу новой практики ношения красных ленточек. Красных флагов СССР сегодня, в будний день, не было, но имеют ли ленточки к этому отношение? Идеологическая эстетика, что естественно, пестрее по субботам, когда протестующих намного больше: кроме советского появлялся имперский флаг, также были заметны попытки присоединиться к общероссийской практике отвоевывания российского триколора у Кремля. Интересно, что практически отсутствует эстетика сталинизма, даже антипутинского. Будни же протеста оказываются важны с точки зрения консенсусной эстетики. Она выражается в трех группах заявлений, в повседневном контексте представляющихся основными: (1) право края и народа, (2) профургаловские и антипутинские лозунги, (3) призывы к стране поддержать протест.
- Разговоры. Участившиеся попытки властей заслать в толпу людей “с идеями” с целью посеять раздор пока оказываются безуспешными. Они сопровождаются предположительно искренними инициативами различных индивидов касательно структурирования протеста. Отдельные участники начали зачитывать письменно зафиксированные предложения о содержании и порядке представления требований протестующих. Пока непонятно, идет ли где-то и как-то их обсуждение. Интересный эпизод: приехавший из Челябинска доброволец (как еще можно назвать таких людей, которые становятся все заметнее, – при том что это никем не организовано?) на камеру заговорил о необходимости "вече" как применении, в духе прямой демократии, статьи 3 Конституции РФ для решения вопросов федерализации (хотя идея федерализации пока в среде протестующих не артикулирована). Текущий текст протеста, по сравнению с неожиданным всплеском неделю назад, пока не свидетельствует о росте интереса к прямой демократии и референдуму (на данный момент не очень понятно к какому), хотя стихийные поиски упорядочивания протеста становятся контрапунктом к удовлетворенности стихийностью. Устойчива также боязнь провокаций, на данный момент остающаяся одним из оснований структурирования коллективного действия.
- После трех недель протеста в отсутствие лидеров обозначилась практика фольклоризации, причем не только через песни о Фургале и т.п., но и через инсталляцию “народных персонажей” помимо водителя “Фургаломобиля”: “парень с тростью”, “Егоровна”, “Фредди” (вернувшегося в строй после попытки репрессирования) и др. Антропологический опыт подсказывает, что это признак потенциала длительности и углубления коллективного действия.
- Выбитых из рядов активистов с мегафонами заменили люди без оных с сохранением той же эффективности скандирования. Трибуны как организующей точки по-прежнему нет, все так же стихийно. Аресты “активистов” не поспособствовали снижению накала протеста, поскольку они не являются лидерами и могут быть легко замещены. Легкому замещению активистов, похоже, способствуют и масштаб действия, и структурно-географическое положение Хабаровска, в чем состоит как важное отличие от событий лета 2019 в Москве, так и гомология с победительной долгоиграющей практикой Шиеса.
Это всего лишь быстрый набросок.
Я, безусловно, мог что-то важное не углядеть среди множества онлайн-панорам и уличных сценок как социологического сырья. Что-то, возможно, является повтором или не имеет того фронтального значения, которое я склонен этому придавать. Также далек этот набросок и от продуманной системной категоризации публичного действия, но может быть этим уже кто-то займется? Пока же мое основное, незамысловатое, предположение сводится к эффективности принципа НЕМК, когда публика становится более злой, но, вместе с тем, гораздо более понимающей...»
Комментарии