Как мы оказались лишними людьми на чужом празднике жизни

На модерации Отложенный

Однажды я летел на борту «Люфтганзы» с группой немецких студентов, возвращающихся в Германию после каникул. Когда сошли с трапа, несколько девушек отделились от толпы и, упав на колени, стали целовать землю. Не притворно, не для селфи, а искренне радуясь встрече с родиной. Глаза их светились от переполняющих эмоций и чувств.

Представить такую картину где-нибудь в «Шереметьево» или в «Домодедово» невозможно. У выхода из самолета вас встречают хмурые пограничники, при виде которых хочется тут же прошмыгнуть мимо. Погранцы отвечают тем же, провожая недобрым взглядом. Простые люди довольно сдержанны на сантименты. Особенно в адрес «слуг государевых», да и самой страны. Как показывает жизнь, чувства эти взаимны.

Еще в конце прошлого столетия возник и незаметно укрепился критический взгляд на все отечественное. Особенно на историю большевизма и ее вождей. Многие видят историю исключительно в негативном контексте. Появились эти тенденции не сегодня и не вчера, а накапливались десятилетиями. Просто сейчас можно не скрывать — за это не сажают на кол или в темницу.

Чтобы привить младому поколению уважительное отношение к своей родине, требуются время и усилия. В первую очередь, забота о человеке, каждого в отдельности. Никакими призывами и лозунгами внушить это невозможно, надо чувствовать!

В середине прошлого века Россия считалась второй державой в мире. Не только по техническому прогрессу или вооружениям, но и по социальным достижениям. Постепенно росла численность населения, продолжительность жизни, улучшались показатели здоровья детей и взрослых. Хотя благосостояние рядового человека не являлось главным. У коммунистических вождей была другая потаенная и всепоглощающая мечта — «догнать и перегнать Америку!», так и оставшаяся мечтой!

У нынешней, демократической власти цель оказалась скромнее — догнать хотя бы… Португалию (не обязательно даже перегонять. — Авт.). Но и с этой задачей, судя по всему, справились не очень. По данным британского аналитического центра Legatum Institute, наша страна занимала два года назад 96-е место по уровню жизни граждан, ровно между Руандой и Кенией. Если и есть сегодня улучшение, то ненамного.

Можно, конечно, рассказывать с экранов ТВ о постоянно растущем величии и ошеломляющих успехах! Но эта бравада тешит в основном самолюбие люмпена или невежд. Показатель величия — не только в объеме ВВП или таинственных накоплениях в чужих банках, но и в благополучии граждан, их ощущении счастья, спокойствия за свое будущее и будущее детей. Все это сказывается на настроении людей, на их здоровье и продолжительности жизни.

Как ни парадоксально, но от многих социальных достижений «антигуманного советского режима» (полное и бесплатное образование, медицина, пенсионное обеспечение) страна стала отказываться при нынешней, вроде бы демократической власти.

Более того, откатились по всем другим фронтам и флангам. Заросли борщевиком миллионы гектаров пашни, скукожилось поголовье скота, погибли сады и виноградники, исчез запас семенного фонда, ушли на металлолом десятки тысяч предприятий, в том числе градообразующих.

На наших глазах исчезли с географической карты десятки тысяч деревень и маленьких городков. А жители крупных, кто имел возможность, давно свалили за европейские бугры. Туда, где однополые браки, гей-парады, полнейшая бездуховность и никаких скреп. Но российские элиты почему-то полюбили этот вертеп и шабаш.

Очевидно, что грандиозный проект переустройства устаревшей советской экономики и перевода ее на рыночные рельсы (чем так гордились члены гайдаровского кабмина) оказался не очень удачным. Более того, эксперимент провалился. Иначе и быть не могло. Ни один из юных гайдаровцев не имел за душой управленческого опыта, кроме самоуверенности и амбиций. А без практики все эти качества бесполезны и даже опасны.

Может, нам пора уже перестать искать свой, особый мессианский путь, а позаимствовать у других наиболее успешный опыт или модель развития. К примеру, небольших скандинавских стран — Норвегии, Финляндии, Швеции, где чуть ли не самые высокие в мире зарплаты и пенсии, а средняя продолжительность жизни почти на 20 лет выше, чем в России. То есть человек еще целых два десятка лет может наслаждаться жизнью, путешествуя по миру и занимаясь личными делами.

Правда, министр финансов РФ Силуанов тоже рекомендовал нашим пенсионерам ни в чем себе не отказывать, объявив об увеличении ежемесячных пенсий на целый… косарь!

Конечно, за последние десятилетия в стране многое изменилось: войны нет, терроризма нет, дефицита нет, угрозы развала страны тоже. В этом нас ежедневно пытаются убедить телевизионные программы и ток-шоу, конкурсы песни и танцев.

Но радости от всего этого люди почему-то не испытывают. Недавно известный продюсер удивлялся, почему россияне такие злые и недобрые? Почему не радуются успехам артистов, как на Западе? То есть им недостаточно того, что они сказочно богаты, а массы чудовищно бедны. Хочется, чтобы еще восторгались их богатством и роскошью, редко заработанными честно и справедливо.

Великий Маккартни даже в молодости давал всего 30–40 концертов в год. Но это были живые выступления, с живым голосом и оркестром. Полу Джеймсовичу уже под восемьдесят. Он и сегодня даст фору любому мощным и виртуозным вокалом. Разве что кроме Александра Градского, Валерия Кипелова или Шарипа Умханова.

Их менее даровитые коллеги дают по три концерта в день под фонограмму. Это называется у них «чес». А бедные граждане достают из своей тощей мошны последние рубли за счастье лицезреть этих «небожителей», отворяющих уста под звуки студийных треков. Да и то иные настолько обленились, что не всегда попадают в такт музыке.

Ну, а как живут представители настоящей культурной элиты, не фанерной? Как оплачивается труд ученых-интеллектуалов, которых знают и чтут на Западе (в отличие от артистов, имен которых там ни разу не слышали, как и их песен)? Как оплачивается бесценный труд врачей, учителей и представителей иных профессий? Вопрос очевиден: они влачат жалкое существование. Тут уж не до многомиллионной зарубежной недвижимости, бизнес-джета или личной яхты, которыми бравируют звезды эстрады и телевидения на страницах глянцевых журналов. Абсолютно уверенные в том, что это их личные заслуги, их труда и таланта. Однако запрети петь им под запись, как принято во всем остальном мире, — и вся безголосая эстрада вымрет, как мамонт. Сказанное не относится к великолепной Валерии, Полине Гагариной, Пелагее, Светлане Лободе, Григорию Лепсу и другим истинным и настоящим талантам. Без десятков и сотен остальных, наверное, страна обойдется. Так же как без эпатажного Зверева, Гогена Солнцева, без вульгарных и скандальных телепередач.

Но вряд ли проживет хотя бы день без миллионов российских трудяг, выживающих на гроши, без тех, кто качает нефть и газ, кто бережет сухопутные, морские и воздушные пространства. Тех, кто учит и воспитывает наших детей. Кто спасает от болезней, подвергая себя смертельной опасности, как во время недавней пандемии. Именно благодаря им жива наша страна и мы сами, а не благодаря жирующим представителям шоу-бизнеса.

Недолгий опыт последних десятилетий убеждает — капитализм, свободный рынок или так называемая суверенная демократия не очень применимы в России. Дело даже не в том, что проводники тех реформ, наши политические поводыри, оказались несостоятельны. Проблема глубже — свободный рынок, циничный и хищный, чужд природе человека. Потому и пошло все не так, как обещали, усыпляя нашу бдительность, молодые реформаторы. В выигрыше оказалось их окружение, которых позже назвали уважительно «олигархами». В период кризиса и последующей пандемии благосостояние их приросло на десятки миллиардов долларов. А в это время сотни и тысячи граждан России стоят с протянутой рукой, унизительно прося помощи для тяжелобольных детей. На глазах у всего мира. Вот это и есть лицо, вернее, хищный оскал русского капитализма!

Кто бы что ни говорил, признаемся честно: кто из вас спокоен, что вас и ваших близких ждет спокойное будущее? Что ваша жизнь и старость обеспечены? По швейцарским или норвежским меркам, а не по силуановским. Что не придется однажды пойти с сумой по миру? Такой уверенности, к сожалению, нет ни у кого, даже у российских буржуев.

Знаете, почему в мире нет массовой миграции из Англии, Франции, США, Канады или Австралии? Почему их граждане не бегут в другие страны и на другие континенты, а наоборот — счастливы вернуться на свою родную землю, как те немецкие студентки? Потому что не чувствуют себя дома изгоями. И лишними на чужом празднике жизни, как мы!

 

Саид Бицоев, журналист