А они ведь очень похожи во многом

На модерации Отложенный

Александр Степанов

Только сейчас эта мысль в голову пришла! Какие интересные судьбы, какие параллели!

Родились два этих человека почти одновременно, в 1955 и 1956 годах. Ничем не примечательная молодость, а далее судимость. У будущего схиигумена Сергия Романова по очень тяжелым статьям, грабеж и убийство, у будущего руководителя карельского Мемориала Юрия Дмитриева статья более легкая, всего лишь умышленное нанесение тяжких телесных повреждений (вроде как в пьяном конфликте).

И только в новое, демократическое время оба наших героя смогли проявить себя. Причем, если говорить откровенно, на ниве создания господствующей идеологии. Один трудился на возрождение РПЦ, строительстве храмов и монастырей, создания культа царя Николая и всего такого прочего, в том числе направленного против безбожных коммунистов. Другой организовывал строительство монументов репрессированным, включая петлюровцев и басмачей, создавал своеобразный культ Сандармоха, связанного именно с его именем. (При том, что Сандармох вообще-то открыл не Дмитриев, он умудрился присоединиться к процессу и перетянуть всю славу на себя, что для многих его почитателей остается тайной). Короче, оба наших героя славно поработали над созданием идеологии новой России, в которой не последнее место занимает нехитрая идейка, что требование социальной справедливости и хотя бы ограничения частной собственности обязательно ведет у ГУЛАГу и расстрелам в подвале, поэтому это ужас-ужас-ужас. Даже и не думайте.

При этом данные провинциалы, и Сергий и Дмитриев имеют немало экзальтированных поклонников из числа столичной элиты. У одного - Поклонская, Джигурда, олимпийские чемпионы и уральские пельмени . У другого список еще внушительней Быков, Гребенщиков, Ахеджакова, Улицкая, Акунин. А еще иностранные дипломаты. Забавно, что при этом оба наших героя большой образованностью и ученостью не отличаются. Схиигумен Сергий зачитывает свои послания по бумажке и весьма косноязычно, так что создается впечатление, что это не он их писал. Что касается историка Дмитриева, то насколько известно, единственное свое образование он получил на заочном курсе Петрозаводского коммунально-строительного техникума. Однако ощущение народности , имидж пострадавших за Правду и бородка a la Распутин делают свое дело.

Нынешняя власть очень долго весьма благосклонно относилась к обоим персонажам, идейно укреплявшим ее власть, поддерживала их, награждала. Юрий Дмитриев даже помощником депутата Госдумы успел побывать от тогдашней партии власти. Но потом, через много-много лет, что-то пошло не так.

У одного обнаружились странные, мягко говоря, фотографии приемной дочери, после чего все завертелось закрутилось. Другой, похоже, завертелся сам, когда после закрытия храмов во время эпидемии у него просто снесло крышу. По тому, что он наговорил, там уже должно быть несколько экстремистских статей УК РФ, но и сейчас схиигумен Сергий Романов может считаться гонимым. Прямо второй шаман Габышев, ну один в один! А уголовное дело по обвинению Юрия Дмитриева по педофильским статьям это уж прямое гонение, Ахеджакова не даст соврать…

Ну что тут сказать, бывает… Исторический процесс штука сложная и противоречивая, не все старые герои вписываются в новые повороты. Контрреволюция ведь тоже пожирает своих детей. Один на шарфике повесится, другого подстрелят во время прогулки с элитной проституткой, а кто-то из рядовых "бойцов" просто может получить уголовное дело…

А ведь в чем-то вина за их судьбы лежит и на КПСС. Да-да, представьте себе! Оба наших героя из того поколения, которое, по дурацкому обещанию Никиты Сергеевича, должно было застать коммунизм. Но реальность конца 70-х была далеко не идеальной, начинался кризис раннего социализма. Из него скорее всего можно было выйти, но не вышли. Ну вот многие молодые люди пошли искать чего-то иного, и нашли это иное . От уголовщины, до почитания Николая Кровавого и прочего мракобесия. Мне кажется, счастья большинству из этого поколения оно явно не принесло. Впрочем, за схиигумена и руководителя карельского Мемориала утверждать ничего не буду…