Набиуллина просит помощи у Госдумы в войне против Грефа. Кто победит

На модерации Отложенный

Набиуллина просит помощи у Госдумы в войне против Грефа. Кто победит

Фото: kirill guzhvinsky / Shutterstock

Эльвире Набиуллиной, похоже, надоела вседозволенность Германа Грефа, который просто плюёт на правила и предписания ЦБ. Глава Банка России решила приструнить неугодного банкира, да ещё как! Помочь в этом ей теперь должна Госдума. Битва титанов становится всё интереснее.

Автор:
Егор Кучер

Разборки Набиуллиной и Грефа приобретают совершенно радикальный характер. Только недавно все СМИ пестрели заголовками, что предприимчивый Греф додумался в кризис сделать платным для клиентов Сбербанка то, что раньше было бесплатным.

Речь о комиссии по переводам денег через банкоматы. Естественно, банкир немедленно попал под шквал критики (в том числе и на Царьграде), а население стало на разный лад присваивать ему почётное звание самого жадного человека страны.

 

Но на самом деле это же не шутки. Как выяснилось позднее, Греф решил обмануть Набиуллину, которая требовала от Сбербанка отмены так называемого банковского роуминга – взимания комиссии за переводы денег с карты на карту между разными регионами. Формально Греф это предписание выполнил, но на деле ввёл лимиты, сверх которых деньги всё равно взимаются. Более того, клиентам теперь предлагается купить у Сбера специальные тарифы на перевод денег.

Набиуллина просит помощи у Госдумы в войне против Грефа. Кто победитГреф решил обмануть Набиуллину, которая требовала от Сбербанка отмены так называемого банковского роуминга. Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"

Эта выходка не на шутку рассердила Набиуллину. Бывшие партнёры по разделу банковского сектора страны стали соперниками, и в новой атаке ЦБ против Сбера теперь должна помочь тяжёлая артиллерия – Государственная дума. Нет, вы не ослышались. Именно депутатам предлагается найти управу на Сбербанк, который лишь прикидывается честным.

Тучи сгущаются

Как пишет деловая пресса, Набиуллина впервые не стала ограничиваться угрозами или предписаниями, а решила обратиться напрямую наверх. Дело в том, что Греф настолько тонко перехитрил ЦБ, что исправить ситуацию может только законодательное расширение полномочий регулятора. Вещь это сложная и даже опасная. Но в данной ситуации, похоже, необходимая.

Набиуллина 19 июня на онлайн-конференции по итогам заседания Совета директоров ЦБ так и сказала: полномочия Банка России должны быть расширены для регулирования банковских комиссий. Вы поняли? Я сразу обратил внимание на главное: речь идёт о "регулировании", то есть по факту комиссия за операции считается нормальным делом. Запрещать её как таковую не будет, конечно же, никто, но под соусом этого "регулирования" возможно серьёзно поубавить финансовые аппетиты Грефа. А аппетиты эти огромны.

 

Банковский роуминг с комиссией в 1% был отменён в России 14 июня. Предписание выполнили все банки, кроме Сбера. То есть уже сейчас с вас не возьмут комиссию за перевод, например, через ВТБ на карту этого банка в другой регион. Сбер тоже теперь не возьмёт, но зато он ввёл лимит в 50 тыс. рублей, при превышении которого комиссия проявит себя во всей красе. Греф даже якобы вошёл в положение клиентов и для экономии на комиссии предлагает теперь купить подписку с тарифами на переводы денег и платежи.

За 199 рублей (спасибо, что не все 200!) предлагается приобрести подписку на месяц, за 499 рублей – на три месяца и за 1599 рублей – на год. Это касается перевода с карты на карту. Аппетиты Грефа, впрочем, касаются и наших платежей. Подписка с льготными комиссиями для оплаты ЖКХ и штрафов обойдётся уже дороже – 299, 749 и 2499 рублей соответственно. Но "вишенкой на торте" стало вообще эксклюзивное предложение платить банку 99 рублей за переводы сверх лимита в 50 тыс. рублей.

Эта политика и вывела из себя Набиуллину. То есть ЦБ велел отменить комиссии за переводы, а Греф просто наплевал на это. Он пользуется доминирующим положением и просто делает, что хочет. Какие регионы, какой роуминг? Платите все, а ещё лучше – купите подписку. Идеальный и бесчеловечный маркетинговый ход. РБК цитирует заявление ЦБ по этому поводу:

Такие действия ограничивают возможности граждан беспрепятственно осуществлять переводы. Вводить такие барьеры недопустимо с учётом того, что банк знает своего клиента и его платёжное поведение. Кроме того, с точки зрения затрат самого банка такие ограничения необоснованны.

В переводе на русский язык это означает, что Сбер позволил себе лишнее и с этим будут бороться. Представитель ЦБ подтвердил, что вскоре регулятор обратится в Госдуму с соответствующим законопроектом, который наделит ЦБ оружием против Грефа. Не знаю, как вы, но я поддерживаю эту идею, хотя и не верю, что она действительно сработает. На кону ведь огромные деньги.

Обман на десятки миллиардов

Вы никогда не задумывались, за что вообще Сбербанк постоянно взимает комиссию? Её приходится платить буквально за всё: при оплате ЖКХ, штрафов ГИБДД и при других платежах. Как правило, это 1-2,5%. Иногда больше. Учитывая, что онлайн-банкинг от Сбера – это вещь, которой пользуется подавляющее большинство жителей России, представьте себе, какие деньги имеет главный банк с каждой платёжки.

Я обратил внимание, что Сбер не раскрывает обороты по своим комиссиям. Однако совершенно очевидно, что это десятки миллиардов рублей. Так было при однопроцентном роуминге, который теперь запрещён, но не сомневайтесь, что Сбербанк благодаря своим лимитам и подпискам сможет зарабатывать даже больше. Причём сейчас – в кризис.

Набиуллина просит помощи у Госдумы в войне против Грефа. Кто победитБывшие партнёры по разделу банковского сектора страны стали соперниками.

Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

Типичная ситуация: "А вы карты принимаете?" – "Нет, только если по номеру телефона". И покупатель открывает "Сбербанк Онлайн", вводит туда номер и переводит деньги в оплату за что-либо. И если в Москве не так много частных торговых точек без онлайн-касс, то в регионах платить через "Сбербанк Онлайн" людям приходится чаще. Теперь же если человек, например, перевёл родственникам 10 тыс. рублей, а затем заплатил за ЖКХ, а потом ещё и расплатился несколько раз онлайн, то он вполне может превысить установленный Грефом лимит, и тогда его будут "наказывать" комиссией. Роуминга нет, что вы. Вы просто будете платить за то, что трава зелёная, а небо голубое.

Обратите внимание на то, что до этого именно Греф активнее всех настаивал на отказе от наличных денег. Люди не должны платить "бумажками", это прошлый век, говорил он, да и опасно из-за коронавируса. Ему очень выгодно было втянуть население в свои онлайн-сервисы, которые, как мы видим, лишь условно являются бесплатными.

На личном опыте я знаю, что "Сбербанк Онлайн" популярен у самозанятых. Причём как у легализованных, которые платят 4% от прибыли государству, так и у теневых. За уроки с ребёнком удобно перевести репетитору на карту (особенно если это на "удалёнке"). А ещё некоторые в нашей стране умеют "отблагодарить" врача или автослесаря за особо внимательное отношение. Так Греф теперь дотягивается и до этой "благодарности", желая, чтобы с ним тоже поделились.

Когда люди дружно бастовали против того, чтобы грабить нянь, репетиторов, строителей, то они осуждали эти 4% (налог введён пока не во всех регионах). Государство было "плохое" (по версии некоторых, "это Путин виноват"), но теперь почему-то вообще никто не возмущается тарифами Сбербанка.

А ведь происходит, по сути, то же самое. Греф теперь как "государство" – решил обложить всех налогом имени себя. И никакого протеста! Разве что это стало очередным болезненным уколом для Набиуллиной. Причём комиссионные прибыли Грефа непрозрачны. Сбер заявляет, что комиссия необходима для того, чтобы оплачивать работу системы быстрых переводов в собственной экосистеме. Ну да, других прибылей у самого богатого банка страны, отписывающего рекордные дивиденды нерезидентам, конечно же, нет.

Белая ворона

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что со "всевластьем" Сбербанка давно пора наводить порядок. Ключевая мысль состоит в том, что Сбер не должен поступать плохо ни с населением, ни даже со своими же коллегами – другими банками (пусть они и конкуренты), которые, напротив, соблюдают предписания ЦБ. В то же время эксперт затруднился сказать, кто победит в войне Набиуллиной с Грефом.

Кто победит, сказать достаточно сложно. Но хотелось бы, чтобы победила Набиуллина. Потому что Сбербанк, который является фактически монополистом, является также банком с крупнейшим государственным участием. Мы всегда рассчитывали, что Сбербанк, являясь ответственным финансовым учреждением, должен идти в русле и общей экономической политики, и политики банковского регулирования,

– отметил он.

Беляев считает, что Греф попросту подставляет других банкиров, которые в определённый момент могут задать вопрос: "Почему Сбербанку это можно, а мне нельзя?" Позицию Грефа он назвал "торпедирующей", потому что в решающий момент Сбербанк делает, что хочет.

"До определённого момента какие-то условия Центробанка принимаются, а сверх определённого момента они берут и вводят уже свои правила. То есть они торпедируют регулятивные способности регулятора. У нас к ЦБ много нареканий по поводу денежно-кредитной политики. Но если есть банковское сообщество и там есть лидер в виде Сбербанка, то это не значит, что мы должны отказываться от принципов правового государства", – сказал Беляев.

При этом Сбербанк всегда может обжаловать любое решение ЦБ – в судах, даже в Госдуме. Но для этого сначала необходимо принять правила игры, а не уклоняться от них. Экономист назвал поведение Грефа "правовым нигилизмом", который существует как из-за монопольного положения госбанка, так и за счёт лоббистских структур.

Мы понимаем, что в Госдуме есть, конечно, свои лобби. То есть те, у кого деньги, у кого влияние, будем говорить прямо. Есть механизм: у кого деньги, у того и влияние на механизм, структуру. Но мы знаем, что председатель комитета (по финансовым рынкам. – Прим. ред.) Анатолий Аксаков всегда занимает взвешенную позицию,

– обратил внимание Беляев.

Причём ЦБ сам по себе не может обращаться в парламент, а должен будет делать это через Минфин, напомнил Беляев. То есть Греф фактически вынуждает своими действиями работать как министерства, так и весь парламент страны, чтобы заставить Сбер измениться.

По моему мнению, угроза Набиуллиной пойти в Госдуму – явный сигнал Грефу, чтобы тот поумерил свои аппетиты. Ведь таких угроз не было ещё никогда. Только вдумайтесь: регулятор не может самостоятельно навести порядок и надеть смирительную рубашку на одного из буйных игроков рынка, регулятор открыто в этом признаётся, поэтому просит помощи у законодательной власти страны. Удивительное рядом.

Но мне очевидно, что Греф продолжит выкручиваться. Вероятно, могут быть придуманы новые схемы обхода предписаний ЦБ. Даже если в итоге вопрос регулирования банковских комиссий получит законодательное оформление, это ещё ни о чём не говорит. Сложно заставить одного зарвавшегося банкира соблюдать несуществующие предписания по несуществующему закону, когда при необходимости тот с изяществом обходил законы вполне реальные и никакой ответственности за это не понёс. Всё могут короли.