Золото Сталина: откуда вождь народов пополнил золотой запас СССР
На модерации
Отложенный
К моменту октябрьского переворота золотой запас императорской России составлял 1,8 млрд золотых рублей или 1101 тонну золота. Но в годы Гражданской войны большевики раздавали его буквально по первому требованию: они платили чудовищную по размерам контрибуцию Германии, поддерживали Прибалтийские страны и Польшу, оплачивали траты Коминтерна и передавали золото в США. Согласно стенографическому отчету Третьей сессии ЦИК Союза СССР 4-го созыва, будущий нарком иностранных дел Максим Максимович Литвинов признавался, что в 1921 году в Ревеле, будучи главным уполномоченным по валютным операциям, передал за границу несколько сот миллионов золотых рублей. Это золото было передано французским коммерсантам, затем переплавлено в Швейцарии и оттуда ушло в кладовые Американского резервного банка. Историк Александр Георгиевич Мосякин в труде «Судьба золота в Российской империи в срезе истории» предполагает, что большевистский золотой «резерв» в американском банке был либо неприкосновенным запасом на тот случай, если большевиков свергнут в России, либо это была расплата за финансовую помощь большевикам американских финансистов во время I Мировой войны, когда шла активная фаза подготовки восстания, во время революции и Гражданской войны.
Золото из карманов народа
К 1930 году СССР оказался банкротом – в закромах оставалось всего 150 тонн драгметалла, страна набрала кредитов у Германии и американских банкиров и была по уши в долгах. Расчеты «вождя народов» Сталина пополнить золотой запас страны за счет продажи другим странам хлеба не оправдались: в мире разразился экономический кризис, и цены на хлеб упали. Проводить план по индустриализации СССР было не на что. И тогда было решено искать золото в карманах и без того обнищавшего народа. Как пишет в книге «Золото для индустриализации: Торгсин» доктор исторических наук Елена Александровна Осокина, было разработано и внедрено две программы. Одна предусматривала выемку золота и драгоценностей у «контрреволюционных элементов» вроде бывших дворян, кулаков и валютных спекулянтов, а другая предусматривала изъятие последних золотых изделий у народа, у которого еще оставались венчальные кольца, недорогие сережки, нательные крестики. Первой программой стал активно заниматься специальный экономический отдел ОГПУ, сотрудники которого вытрясали валюту из тайников спекулянтов и брали в заложники «бывших» дворян, заставляя их семьи в СССР или родственников, эмигрировавших за границу, отдавать последние сбережения или присылать так называемые «деньги спасения» – выкуп золотом и драгоценностями. Тех, кто отказывался, ждал расстрел. В 1930 году экономический отдел ОГПУ внес в казну СССР 10 млн золотых рублей, что было эквивалентно восьми тонам золота. Но это было только начало – к 1934 году годовая сумма золотого «вклада» работников ОГПУ в казну государства выросла до 15 млн рублей или 12 тонн золота. В 1930 году для советских граждан распахнулись двери Торгсина – системы валютных магазинов, которая до этого времени была доступна только для иностранцев – при огромном дефиците продуктов здесь за валюту можно было купить любые деликатесы и товары. Теперь продажа была разрешена и обычным советским гражданам – но за золото.
Тоненький ручеек из золотых и серебряных ложек, которые дарили младенцам на именины, нательных крестиков и образков, колечек и цепочек превратился во внушительный поток золота в казну государства. За шесть лет Торгсин принес Сталину 222 тонн чистого золота или 287 млн рублей. Население стремительно нищало, отдавая последние крохи за продукты, а большевики покупали на эти средства промышленное оборудование для «Магнитки», для ДнепроГЭС и сталинских заводов-гигантов.
Дешевое золото «Дальстроя»
Но разумеется, этого было мало. Одновременно с действиями работников ОГПУ и деятельностью Торгсина в СССР стали налаживать практически загибающуюся золотодобычу – в 1927 году она приносила государству всего 20 тонн золота в год. Для возрождения золотодобычи в СССР создали АО «Союззолото», во главе которого поставили старого революционера, инженера Александр Павловича Серебровского, который сразу же выехал в США – перенимать опыт, закупать оборудование и нанимать специалистов. Тем временем во все уголки СССР были разосланы геологические партии – для поиска новых месторождений. Начиная с 1930 года большевики наладили выпуск оборудования для золотодобывающей промышленности на Иркутском заводе тяжелого машиностроения. Частную золотодобычу полностью ликвидировали, а для удешевления добычи драгметалла осенью 1931 году организовали печально знаменитый трест «Дальстрой», который занимался добычей золота на Колыме и Индигирке. Уже в этом же, 1931 году, «Дальстрой» был обязан добыть для государства две тонны золота. В следующем году добычу следовало увеличить до 25 тонн. В феврале 1932 году в бухту Нагаева пришел первый пароход с заключенными – так появилась самая жестокая система лагерей, которая производила самое дешевое золото в мире – жизнь человека в СССР стоила сущие копейки. За девять довоенных лет «Дальстрой» добыл для казны 400 тонн золота. Трест «Цветметзолото» добыл еще 800 тонн. В результате этих совершенно драконовских мер СССР вырвался в лидеры по добыче металла. Его опережала только ЮАР. Добыча не прекращалась ни на день и во время войны. Золото, которое добывали в нечеловеческих условиях заключенные, тут же уходило на оплату Ленд-лиза. После войны СССР стал копить резервы, складывая в закрома не только добытое золото, но и уплаченную контрибуцию. Ко времени смерти «вождя народов» в 1953 году золотой запас страны СССР увеличился до 2804 тонн золота. Однако пользы СССР это золото не принесло – после смерти Сталина его просто «проели», закупая за рубежом продовольствие и растрачивая на поддержку «развивающихся стран». К моменту развала Советского Союза золотой запас страны составлял всего 240 тонн золота. Для сравнения – США в это время имели 8 000 тонн драгметалла. Расти золотой запас России начал только после ухода с поста первого президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Сейчас золотой запас России оставляет примерно 2 271 тонну золота. Но как и раньше, «охотников» до него в мире много.
Майя Новик
Комментарии
http://www.sinodik.ru/
Уинстон Черчилль
Перефразированная реплика из разговора Черчилля с его личным секретарем Колвиллом 21 июня 1941 г., накануне вторжения немецких войск в СССР: «Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о сатане в палате общин». Черчилль У. Вторая мировая война. – М., 1955, т. 3, кн. 1, гл. 20, с. 363 (по записи Колвилла).
Эвакуация началась в начале 1915 года. Из Петрограда ценности вывезли поездом в Казань и Нижний Новгород.
После Февральской революции туда же перевезли ещё и золото из других городов: Воронежа, Тамбова (в мае 1918 года в Казань прибыло золото, хранившееся в Тамбовском отделении Госбанка), Самары (в июне 1918 года), Курска, Могилева и Пензы. В итоге в Казани сосредоточилось более половины золотого запаса Российской империи.
Буквально за несколько дней до Октябрьской революции золото в слитках на сумму 5 млн рублей было погружено в поезд «особого назначения» и направлено через Петроград и Финляндию в Стокгольм, шведский Рикс-банк.
В сентябре 1918 г. из хранилища золота в бывшем Нижегородском отделении Госбанка России через Москву и Оршу в кладовые Рейхсбанка в Берлине было отправлено два «золотых эшелона», куда было загружено 93 535 кг золота стоимостью 124,835 млн руб.
См. Проолжение
Комментарий удален модератором
В августе 1918 года хранившие в Казани золотой запас Российской империи большевики приняли решение эвакуировать золото из города, однако стремительность атаки Казани Каппелем смешала планы советского руководства, которому удалось вывезти из Казани всего 4,6 тонны золота (100 ящиков). След этих денег потерян. Полковник Каппель докладывал в телеграмме полковнику С. Чечеку: «Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России в 650 миллионов…[5]». Кроме того, из казанской части Золотого запаса Российской империи белым достались 100 млн рублей кредитными знаками, слитки золота, платины и другие ценности. Впоследствии полковник Каппель сделал всё, чтобы вовремя вывезти Золотой запас России из Казани и сохранить его для Белого дела.
Захваченную в Казани часть золотого и серебряного запаса Российской империи и в количестве более чем пятисот тонн золота и не менее 750 ящиков серебра на пароходах под охраной отправили в Самару — столицу КОМУЧа. Из Самары золото на некоторое время перевезли в Уфу, а в конце ноября 1918 года золотой запас Российской империи был перемещён в Омск и поступил в распоряжение правительства адмирала Колчака.
см.Проолжение
Народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года составил справку, из которой следует, что за период правления адмирала Колчака золотой запас России сократился на 235,6 миллионов рублей, или на 182 тонны. В некоторых ящиках, где некогда хранились золотые слитки, были обнаружены кирпичи и камни. На закупку вооружения и обмундирования для Российской армии Верховный Правитель потратил 68 миллионов рублей. 128 миллионов рублей были им размещены в зарубежных банках, их дальнейшая судьба остаётся неясной.
Ещё 35 миллионов рублей из золотого запаса пропало уже после передачи его большевикам, при перевозке из Иркутска в Казан