Расходы на силовиков и госаппарат выросли, несмотря на пандемию

На модерации Отложенный

По данным консалтинговой компании McKinsey и банка Nordea российскую экономику из-за пандемии коронавируса и ее последствий ждет самый глубокий обвал с 1990-х годов. Между тем из оперативных данных министерства финансов следует, что правительство России наращивает расходы на оборону, силовиков и госаппарат.

"По итогам января-марта из федерального бюджета по статье "национальная оборона" было потрачено 917,74 миллиардов рублей - на 14,7 миллиардов рублей больше, чем за тот же период прошлого года", - отмечает finanz.ru. При этом финансирование военного ведомства и оборонного заказа идет еще и с опережением графика: за квартал (25% года) на эти цели было выделено 27,6% годового объема средств. За три месяца на оборону и "национальную безопасность" в сумме было выделено 1,364 триллиона рублей, или 29% всех расходов, запланированных на год. "Гражданские" же ведомства испытывали недофинансирование - по статье "национальная экономика" истратили только 12,4% годового объема средств (361,149 млрд рублей), на образование выделили 19,5% годового объема. Лишь 5% ассигнований выделено на программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", практически заморожена госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий" (1,1% от лимита).

Но еще щедрее армии финансируется Росгвардия - на ее цели выделили средств на 16% больше (53,3 миллиарда рублей). На 16%, или 11 миллиардов рублей больше получили из бюджета и "органы безопасности", к числу которых относится ФСБ.

Впрочем - есть исключение и среди силовых ведомств - это МЧС. По статье "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" вопреки начавшейся пандемии выделили средств на четверть меньше - 7,8 миллиарда рублей вместо 10,5 миллиардов рублей. Зато на 60 миллиардов рублей, или сразу на 23%, выросло финансирование госаппарата, главным образом за счет бюджета МИД (на семь миллиардов рублей больше) и судебной системы (на 4,5 миллиарда рублей).

 

Резко выросли расходы на здравоохранение - сразу в 2,4 раза, до 386 миллиарда рублей. Но тут понятна связь с нынешней пандемией, в иных обстоятельствах медики вряд ли могли бы рассчитывать на столь щедрую прибавку. При этом лишь 4,2% от годового лимита получила госпрограмма "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", а ведь именно от получателей этих средств вроде бы ждут новых лекарств и вакцин. Ни одного рубля за три месяца не поступило на финансирование программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", которая производит те же аппараты ИВЛ.

Общий объем расходов правительства вырос на 674,4 млрд рублей, или на 16,6%, но и в условиях начавшегося коронавирусного кризиса бюджет пока остается в профиците: доходы превысили расходы на 12 миллиардов за квартал, превышение наблюдается даже в минувшем марте.

- Ничего хорошего в этом нет, - говорит директор аналитического департамента инвестиционной компании "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов. - Это означает лишь то, что в момент начала наиболее серьёзного с распада СССР кризиса Минфин изъял в бюджет денег больше, чем вернул в экономику. Но и сюрприза в этом нет - с начала кризиса позиция властей заключается в том, чтобы не делать резких движений и не спешить с предоставлением реальной финансовой поддержки населению и пострадавшим отраслям экономики. Основные решения по расходам будут приниматься, по-видимому, летом, когда станут более-менее понятны масштабы произошедшей катастрофы, и что-то можно будет посчитать.

Эксперты предполагают, что самые большие проблемы у российского бюджета действительно еще впереди. Из-за обвала, а потом лихорадочных скачков цен на нефть в марте сырьевые доходы федеральной казны упали на 7% по отношению к февралю, до 563,6 млрд рублей. Но основное сокращение нефтегазовых доходов будет заметно в апреле и усилится в мае, когда экспортная пошлина на нефть с текущих 52 долларов за тонну может сократиться до 7,5 доллара - минимума с 2002 года.

- Трудно даже представить, как российский бюджет будет справляться с ситуацией, когда нефтяной сектор практически не приносит никаких налогов, - отметил аналитик рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

Между тем Саудовская Аравия не стремится завершить "ценовую войну" на нефтяном рынке даже после того, как странам-участницам ОПЕК+ удалось в воскресенье договориться о рекордном в истории сокращении добычи сырья. Руководители этой страны по-прежнему "играют на понижение" цен на нефть.

Несмотря на согласие России сократить добычу нефти вдвое больше, чем Саудовская Аравия, нефтяная компания королевства Saudi Aramco продолжает демпинг на рынках Европы и Азии, где ее сырье конкурирует с российским. В майском прайс-листе компания не только оставила в силе беспрецедентные скидки на отгрузку в Северо-Западную Европу, но и увеличила их для средиземноморских и азиатских покупателей. Это значит, что перспективы пополнения российского бюджета, столь щедро расходуемого на силовиков и госаппарат, даже без коронавирусных проблем остаются неопределенными.