Закошмарили любовью!
В детстве нас все, кому ни попадя, гладили по головке и вопрошали, любим ли мы дедушку Ленина. Получив неосмысленный утвердительный ответ, умильно совали в ручки карамельку.
В школе мы бойко крапали сочинения про «солнце русской поэзии» («наше всё») и «зеркало русской революции» («глыба, матёрый человечище»). Трудно после этого положительно воспринимать «программные произведения», которые мы просто обязаны были любить и держать на полках на видном месте томами в ряд.
И ведь попробуй заикнись, что для тебя Пушкин – обычный поэт. Пусть с богатым лексиконом и образами, но с такой цветистой и витиеватой речью, что после получения аттестата не хочется и в руки брать его шедевры. Отупляют, а не к чувствам и мыслям взывают.
Попробуй поступить в театральный институт, если на отборочных турах посмеешь читать не классику, а кого-нибудь «попроще» или из зарубежных. Пролетаешь без вариантов. Кстати, это бесплатный совет для желающих туда попасть.
Только посмей заикнуться, что Алексей Толстой, а вовсе не Лев трогает тебя больше. Душевно понятнее "Гадюка" и "Эмигранты", а "Анна Каренина" и "Война и мир" оставлены без эмоций. Фурманову и Островскому предпочёл бы Лавренёва и Булгакова. Что "Вишнёвый сад" вгоняет в скуку, а чеховские рассказы, наоборот, нравятся. И вместо Достоевского с удовольствием прочёл бы всего Драйзера, Диккенса и прочих зарубежных.
Но нет. И думать не моги, дабы не заклеймили позором, как бездуховную единицу и вообще сволочь. Как-никак, мы были советские дети. Обязаны любить, на кого и на что укажут.
Для меня лично всё, что нам предписывалось штудировать, заранее было неприятно. Я ещё не понимала причину такого отторжения. Сейчас знаю: это называется психологическое насилие. Оно бывает разное, но и идеологическое, вкусовое – в том числе. Тебе навязывают, за тебя решают, а ты люби и не умничай! Слава богу, теперь у меня нет комплексов и угрызений совести на тему литературных предпочтений.
А что с музыкой? Там другой расклад. Выше классики никто не прыгнул. Наоборот, стараются почаще к ней обращаться, черпать из неё темы для аранжировок и ремиксов.
Только с эстрадой беда. Ну, не судьба ей у нас – и всё тут! А раз не судьба, то самое время применить прежний испытанный поколениями приём – давить и навязывать любовь и к песням, и к их исполнителям.
Советские эстрадные песни были не столько хороши по смыслу, сколько в целом душевны и мелодичны, поэтому воспринимались мной ещё более-менее терпимо.
Что стало с приходом «попсы» и бесчисленных «звёзд» - это и без меня все знают. Полный крах. Музыки нет, текстов нет, исполнителей нормальных нет.
Слава богу, нам больше не надо притворяться, что боготворим Аллочку с Сонечкой, Валерия Леонтьева и прочей старой гвардии, поэтому на сегодняшний день отношение к ним просто выровнялось. Это всё же лучше, чем содрогание от негативных эмоций.
Но на смену им пришли те, кто претендует на эстраде на смысл и духовность.
Может, и получше бы у меня обстояло дело с любовью к (без сомнения талантливому) Высоцкому, если бы его песни не неслись из всех динамиков и кассетных магнитофонов. Любить Высоцкого считалось правильно и вообще круто. А если не вникаешь – ты полный идиот. Без скидок на пол и возраст. Никому же не пришло в голову, что Владимир - мужской автор, и странно было бы ожидать от молодой женщины фанатичного обожания.
Может, и не резал бы мне слух Виктор Цой, если бы даже стены общественных туалетов и заплёванных подъездов не были исписаны напоминаниями «Цой – жив!» Опять это предписание народной любви. Поэтому я ни за что не пойду в гости к тем знакомым, которые непременно будут донимать меня Цоем по полной программе.
Когда только появились песни Михаила Круга, я к ним прислушивалась и некоторым даже подмурлыкивала (например, про Катерину). До тех пор, пока пьяные орды и всё те же динамики не затравили мою психику «владимирским централом». Ну, не виновата я, что не сидела на зоне. Ну, не надо мне блатняка в таких дозах! И в завершение картины невосприятия – это непременные излияния и вопли (в любом обществе) о безмерной любви к Кругу.
Не так давно опубликовала здесь репортаж о музыкальном ринге с участием Ваенги. Заклевали напрочь, шипящими гусями накинулись. Удивлялись, как это я до сих пор не прониклась к такому божественному дару. Убеждали, что надо срочно полюбить.
Самое обидное, что если бы не раздутая шумиха вокруг таких имён, как, например, Стас Михайлов, то естественным путём восприятие было бы более человеческим. А раз так навязывают – ну его к богу в рай, не хочу я.
В заключение. Недолюблен наш народ ни властями, ни близкими людьми. Возможно поэтому такая потребность в кошмарной (пусть и безответной) любви. Сам не выбрал, кого любить? Не проблема, за тебя решат.
автор: Ольга Терехова
Комментарии
Согласна с тем,что в школе многое не понимали из того,что по програме было читать обязательно Но хоть знали о существовании этих произведений Пришло время-перечитали ,переосмыслили
В юности тоже не была в восторге от Высотского А сейчас ,прожив ,испытав,понимаю Он -навсегда И никого пока нет лучше (тексты Игоря Растеряева -сильны,но подождем пока)
О Ваенге критики спорят без конца А народ принимает и полюбил Только время -судья А уж критиков-кто их помнит?
А потом у каждого свой опыт. Я, например, не боялась тогда, да и сейчас сказать, что "Преступление и наказание" не нравится. А вот Идиот, Братья Карамазовы - очень даже. В детстве начала читать Диккенса - никто не мешал и не запрещал. И до сих пор считаю одним из любимых писателей... И Ваенга мне понравилась намного раньше, чем о ней стали громко писать и везде показывать...
Высоцкого считаю прекрасным поэтом. А вот музыка его мне никогда не нравилась, за исключением нескольких песен... И т.д....
Ириш! Мне кажется, что у автора какие-то личностные проблемы. И все перечисленное - это следствие.
______________________________________________________
"Полностью согласна Злобная особа Или специально-провокационная статейка "