Двоевластие на Украине: Аваков угрожает Зеленскому

На модерации Отложенный

Пандемия коронавируса создала на Украине ситуацию фактического двоевластия. Чрезвычайная ситуация делает министра внутренних дел Украины Арсена Авакова самым могущественным человеком в стране, и этот расклад сил создает угрозу политическому выживанию президента Владимира Зеленского. Хочет ли Зеленский отстранить от власти Авакова, и если да, то сможет ли он это сделать? Аналитический портал RuBaltic.Ru отвечает на эти вопросы с украинскими экспертами.

Аваков занимает должность министра внутренних дел уже шесть лет. В свое кресло он сел 27 февраля 2014 года, оказавшись в правительстве Арсения Яценюка. В апреле 2016-го «великого стеностроителя» отправили в отставку, но главный силовик плавно перешел в Кабмин Владимира Гройсмана. В августе 2019 года уже Зеленский формировал свое правительство, и Аваков опять сохранил свое место. Как намекнул президент — временно, примерно до нового года.

И вот 4 марта 2020 года очередная ротация в Кабмине: ушел премьер Алексей Гончарук, главой правительства стал Денис Шмыгаль. Сменились почти все министры, кроме Арсена Авакова.

В чем же секрет такого политического долгожительства бывшего харьковского губернатора? Знатоки утверждают, что его залогом являются дружба с бывшим коллегой Игорем Коломойским (экс-губернатором Днепропетровской области) и симпатии некоторых западных политиков.

А самый главный аргумент телеканалу «24» открыла замглавы парламентской фракции «слуг народа» Евгения Кравчук — это 300 тысяч личного состава МВД. И это, не считая Нацгвардии и батальонов радикалов.

«Есть вопросы к господину Авакову: и по полиции, и, очевидно, по другим моментам. Ясно, что у Владимира Зеленского до сих пор нет кандидата, который мог бы полноценно гарантировать, что все будет хорошо», — уточнила депутат.

Ситуация с безопасностью на Украине крайне тревожная. Преступность растет, у националистов, участвовавших в АТО, на руках остались десятки тысяч единиц оружия, полицейские сами нередко нарушают законы.

Правоохранители почти никогда не пресекают устраиваемые националистами акции и беспорядки — видимо, имея на то «благословение» своего шефа.

 

Таким образом Аваков поддерживает нужную ему напряженность, подчеркивая свои важность и незаменимость.

Глава МВД в определенном смысле «показал зубы» и главе государства: в сентябре 2019 года провалилась попытка окружения Зеленского переподчинить Нацгвардию президенту. И даже более того, Аваков вместе с Зеленским поехал в Париж на встречу в «нормандском формате».

Арсен Борисович продолжает руководить всем и вся. Самолично объявил о том, что в Киеве общественный транспорт будет возить лишь медиков, работников экстренных служб, аптек и продовольственных магазинов. Столичный мэр Виталий Кличко следом лишь уточнил детали этой акции.

Аваков выступает за максимально жесткий карантин вплоть до введения режима ЧП. Зеленский на эту провокацию не поддался: видимо, в его офисе просчитали вариант, что может случиться при выходе на улицы большого числа силовиков.

Так и до отстранения «нерешительного и слабого» президента может дойти.

И это еще не все — глава МВД опубликовал в Facebook обширную экономическую программу для всего правительства: «Сейчас должны работать только критически необходимые субъекты хозяйствования, остальные должны быть закрыты, и сотрудники обязаны быть дома, на карантине.

Люди должны быть не уволены и не отправлены в принудительные отпуска. Об убытках и компенсациях нужно думать и решать позже, когда выживем».

Ни президент, ни премьер эти «рацпредложения» никак не прокомментировали.

Зеленский не хочет и не может отстранить Авакова, поскольку опирается на главного силовика, которого уже называют вторым президентом Украины.

Именно от главы МВД зависят и обеспечение порядка при чрезвычайных ситуациях (например, в период карантина), и защита Зеленского от реваншей и майданов, которые вынашивают «соросята» и «поросята».

Политический обозреватель Ирина ГАВРИЛОВА напомнила, что президент лично просил Верховную раду сохранить министра внутренних дел при перезагрузке Кабмина, хотя окружение Зеленского может быть против Авакова. В частности, у главы Офиса президента Андрея Ермака с главным силовиком затяжной конфликт, связанный с продвижением мирной повестки и реализацией Минских соглашений.

«Однако Аваков укрепил сегодня свои позиции в правительстве, более того, размышляет о транзите власти от президента к главе МВД в случае введения ЧП. Аваков также является инициатором конституционных изменений, нарушающих баланс ветвей власти: министр внутренних дел Украины считает, что надо прописать законодательный механизм, согласно которому право вводить ЧП в стране может передаваться в зависимости от того, как развивается ситуация. То есть не только Рада может одобрить "диктатуру", но и тот же глава МВД своим распоряжением», — подчеркнула эксперт.

Но и без этого механизма Аваков сконцентрировал в своих руках серьезные полномочия и лоббирует установление временной диктатуры. Если кризис, связанный с коронавирусом, будет продолжаться, а экономика падать, провоцируя социальные бунты, то Арсен Борисович станет главным блокпостом Зеленского, а потом, возможно, и его сменщиком. Сценарий «черных полковников» для Украины вполне реален.

 

Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ также полагает, что желание укрепить власть есть и у Зеленского, и у его команды. Но президент пока не может это сделать из-за отсутствия мощных союзников из числа фигур, соотносимых с Аваковым по таким ресурсам как деньги, контроль над госструктурами, улицей, криминалом.

О прочности позиций главы МВД говорит и эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ.

«В первую очередь Аваков контролирует самый важный из ресурсов — силовой. В этих условиях президенту неизбежно приходится с ним считаться, о чем свидетельствует его сохранение на посту главы МВД после недавней смены состава правительства. Что же касается желания Зеленского и его команды сместить Авакова, оно наверняка есть, и это вполне логично. Однако никаких реальных рычагов для того, чтобы это сделать, нет. Потому в ближайшее время мы вряд ли станем свидетелями отставки могущественного министра, показавшего себя наиболее влиятельным и "непотопляемым" министром за всю постмайданную историю», — резюмировал эксперт.