Матерь Божья, Царица небесная, Александр Сергеевич и другие

 


 

У эллина, жившего две тысячи лет назад,  не вызывало сомнения, что Матерь Божья носила имя Рея, а Царицей небесной называли Геру. У эллина, жившего полторы тысячи лет назад, не было сомнения в том, что титул  Матери Божьей и Царицы Небесной принадлежал иудеянке Марии. Как и почему произошла такая метаморфоза.

Надо иметь ввиду, что современное христианство является сплавом фантазии древних греков и  суровой непоколебимости древних иудеев. В центре этой религии лежит легенда о рождении Бога простой женщиной. Большинство мифов описывает рождение богов так, как будто бы  это были простые люди. Вполне вероятно, что древние герои, такие, как Зевс, впоследствии стали всемогущими богами.

По прошествии времени свидетельством того, что родился Бог, стали считать отсутствие (или скрытое присутствие) у него  одного из родителей. Так, Зевс родил из головы богиню Афину, а Гера, назло ему, осеменила сама себя пыльцой волшебного цветка и родила злобного бога войны, Ареса.

В дальнейшем получила развитие тема рождения смертной женщиной героя, отцом которого был бог, чаще всего, Зевс. Так, царю Акрисию стало известно, что его внук его погубит. Акрисий принял меры, заточил её в терем, недоступный мужчинам. Но Зевс этого и ждал, он спустился к ней в виде золотого дождя. Великие художники Рембрандт, Рубенс, Тициан и Климт написали на эту тему свои шедевры.

То, что произошло далее, мы  все знаем очень хорошо, и, не из греческого мифа, а из бессмертного творения Пушкина: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу (царевну) и приплод, тайно бросить в бездну вод». Героя греческого мифа звали Персей, а пушкинского – Гвидон.

Следущим этапом, раскрывающим происхождение богов – героев, является история Алкмены. В этом случае Зевс принял вид Амфитриона, мужа Алкмены, возвратившегося с длительной войны. Он был удивлён, узнав, что за день до его появления, Алкмена уже любила его. И осознал, что его образ принял Зевс.

Этот эпизод будет обыгран спустя много веков, в образе Иосифа – обручника.

Но что же Пушкин? Он продолжает рассказывать нам новую историю из древнегреческой мифологии. Только он превращает Лебедя – Зевса в царевну лебедь. В оригинале, купавшаяся в реке,  Леда увидела, что на лебедя напал коршун. Она защитила лебедя, под видом которого скрывался Зевс, воспользовавшийся ситуацией. Этот миф вдохновил на создание шедевров Микеланджело и Леонардо. В скором времени Леда снесла яйцо, из которого родились четыре ребёнка: Елена и Поллукс были детьми Зевса, Клитемнестра и Кастор – детьми её мужа Тиндара. Чем не сцена из евангелий от Марка или Матфея: у Марии и Иосифа были дочери и сыновья. Один из них был сыном Бога, другие – совместные дети. Правда, многие богословы полагают, что это не их совместные дети. Об этом позже.

А позже была война. Война зарождающееся христианской религии и многочисленными языческими верованиями народов римской империи. Самым опасным конкурентом христианству, согласно книге «Деяния Святых Апостлов», была вера в Артемиду. В древности, мужеподобная богиня охотница, Артемида так и не смогла найти себе супруга среди богов. А простые смертные не были достойны разделить ложе бессмертной богини, которой досталась горькая судьба,  старой девы.

Ни Герострат, ни готы, сжигавшие храм Артемиды Эфесской не смогли ничего сделать с её популярностью. Артемида изображалась многогрудой и почиталась, как богиня плодородия. По некоторым версиям, она была увешана не грудями, а семенниками быков, что доказывало  на её неприступность для сексуальных домогательств.

Только тогда, когда христианские священники стали утверждать, что Мария, родив Бога, до конца жизни осталась девственницей, подобно Афродите, эллины – язычники покорились новому кумиру, который совместил в себе все образы древнегреческих богоматерей и богинь одновременно: и Геры, и Данаи, и Алкмены, и Леды, и Афродиты, одновременно. Образ Марии вдохновил больше великих художников, поэтов и музыкантов, чем образы всех тех, кого она вместила, вместе взятых:

Не сравнил бы я любую с тобой, хоть казни меня, расстреливай. Посмотри, как я любуюсь тобой,- как Мадонною Рафаэлевой!  - пел Владимир Высоцкий.