Почему так больно Саудовской Аравии.

На модерации Отложенный

Вчерашний вечер ознаменовался двумя событиями, после которых нефть стремительно рванула вверх – саудиты согласились договариваться со всеми подряд, а Трамп выразил надежду, что русские и король Салман договорятся.

Для начала полный пресс-релиз саудовского Пресс-агентства:

“Эр-Рияд 9 шаабан 1441 года по хиджре (2 апреля 2020 года)

САН Королевство Саудовская Аравия хотело бы отметить свои усилия, предпринятые в течение прошедшего периода для достижения договоренности в группе (ОПЕК +) о восстановлении баланса на рынке нефти.

Оно получило поддержку 22 стран (ОПЕК +), но соглашение не достигнуто, так как не получено единогласное решение. Королевство призывает к срочному проведению встречи ОПЕК + и группы других стран с целью достижения справедливого соглашения, которое восстановит желаемый баланс на рынках нефти.

Этот призыв прозвучал в рамках постоянных усилий Королевства по поддержке мировой экономики в этих исключительных обстоятельствах и в знак признательности за просьбу президента Дональда Трампа и друзей в Соединенных Штатах.” (конец цитаты).

Теперь к президенту США: “Мировые цены на нефть в четверг вечером подскакивают на десятки процентов после того, как президент США Дональд Трамп выразил надежду, что Саудовская Аравия и РФ сократят ее добычу, свидетельствуют данные торгов.

По состоянию на 18.04 мск цена июньских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent растет на 23,77%, до 30,62 доллара за баррель, майские фьючерсы на нефть марки WTI дорожают на 26,14%, до 25,62 доллара за баррель. А минутами ранее цена Brent подскочила на 40%, до 35,99 доллара за баррель.

Ранее в четверг Трамп заявил, что говорил с наследным принцем Саудовской Аравии, а тот – с президентом России Владимиром Путиным о цене на нефть.

Президент США также выразил надежду, что Саудовская Аравия и Россия сократят добычу на 10 миллионов баррелей.” (конец цитаты)

И еще одна цитата для понимания: “В Кремле опровергли заявление американского лидера о телефонной беседе Путина с принцем Саудовской Аравии, такого разговора не было, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Минутами позже Дональд Трамп написал в своем микроблоге Twitter, что надеется на то, что Россия и Саудовская Аравия могут сократить добычу сразу на 15 миллионов баррелей в сутки.” (конец цитаты)

Это вовсе не конец нефтяной войны – скорее, это фиксация позиций на вечер 2 апреля: саудиты оказались без возможности дополнительного сбыта для давления на рынок, американцы теряют сланцевую отрасль, а русские на два дня ушли в отрицательную доходность по марке нефти “Юралс”.

В данной ситуации открытое вранье Трампа уже не удивляет – он очень хочет, чтобы русские и саудиты договорились между собой, чтобы сократить добычу и позволить выжить сланцевикам США, 70% которых уже на грани банкротства. Уайтинг Петролеум, склеивший ласты в День Дурака – всего лишь первая ласточка из очень большой стаи – и эта стая может взлететь в любой момент.

Саудиты сейчас просто хотят договориться, поскольку заявленное ими ранее повышение сбыта своей нефти до 12,3 млн баррелей в сутки оказалось фикцией – единственным местом, которое они пока не затоварили до упора, являются собственные нефтяные резервы.

Заполнить эти резервы – дело 5-6 суток, а далее во весь рост встает вопрос о том, что делать с бюджетом Королевства, недополучающим ровный и столь привычный приток денег: при таких ценах на нефть в портах Роттердама и Франкфурта, доставка ее туда составляет до 40% от стоимости в порту Джидда на Красном море.

Понятно, что КСА будет и дальше поставлять нефть по старым контрактам, но сейчас это дело превратилось в особый занимательный квест, так как перевозка танкером по семь-восемь долларов за баррель делает такие поставки совершенно бессмысленным делом, а иного способа транспортировки у саудитов просто нет.

От саудовской нефти отказались НПЗ Евросоюза и США – тем свою легкую нефть скирдовать некуда. Китайские товарищи тоже не горят желанием покупать нефть из стран Залива, поскольку на китайских НПЗ необходима тяжелая русская нефть для китайских дизельных грузовиков и локомотивов, да и транспортная активность из-за карантина за первый квартал этого года оказалась в Китае на самом низком уровне за последние сорок лет.

Проблема саудитов еще и в том, что саудовский реал привязан к доллару, поэтому ни о какой девальвации национальной валюты не может идти речи.

Свои национальные валюты могут ослабить китайцы и русские, получая дополнительные средства в свои бюджеты на курсовой разнице, а саудитам приходится пользоваться кубышкой, которая далеко не бездонна.

Более того, значительная часть саудовской кубышки находится в Америке, что позволяет Трампу в самый нужный для себя момент привести самые убедительные доводы для юного принца Салмана.

Когда я писал о невероятной мощи Саудовской Аравии, огромное количество не очень… хм… компетентных комментаторов брызгало слюной и билось в истерике, доказывая, что саудиты моментально похоронят эту “отсталую Рашку” – с тех пор еще и месяца не прошло, а мы уже видим, чьи фаберже на этом рынке посинели и распухли.

Вот здесь хотелось бы заметить следующее:

Когда каждому россиянину из каждого утюга твердят, что Россия готовилась к переделу нефтяного рынка еще с 2015 года (а по факту – с 2007, с Мюнхенской речи Темнейшего), то совершенно непонятна сегодняшняя истерика по поводу “мывсеумрем”. 

Нефтяная война была неизбежна и Россия планомерно к ней готовилась, накапливая резервы и сливая американские долговые бумаги, которые становятся токсичным мусором прямо на наших глазах.

Следующее: сколько было восхищений по поводу фразы Путина “Если драка неизбежна, нужно бить первым”? Теперь, когда мужики в пододеяльниках (спасибо подписчикам за шикарный мем!) впервые в новейшей истории получили с размаху по наглой саудовской морде, где восхищения тех, кто сейчас истерит в комментариях?

Можно обмануть врага, можно обмануть собственный народ, можно обмануть весь мир – но никак не получится обмануть базовые макроэкономические показатели: и если в бюджете Саудовской Аравии есть огромная дыра, то никакими обманами ее не замажешь.

Не придумали еще такой шпатлевки – а по итогам этого штормового года королевская семья рискует вообще исчезнуть, каким бы радикальным не казался кому-то сейчас этот прогноз.

Россия пока молчит и ждет предложений – сегодня время работает на нас. Путин занят пандемией, Мишустин решает задачи наполнения бюджета – у Москвы слишком много внутренних дел, поэтому мы можем и подождать конкретных предложений.

Единственное, чего Москва точно не допустит, так это то, чтобы американская сланцевая индустрия выжила за счет других. Не для того Путин эту войну начинал – либо все договариваются, либо один из трех отбрасывает копыта.

Естественно, в экономическом плане. Хотя…