Под шумок эпидемии в России ударно легализуют беззаконие и произвол

На модерации Отложенный

Только ленивый не осыпал стрелами критики президента Путина за бесславную роль в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Мол, растерянный вождь отстранился от дел, свалил ответственность на своих сатрапов — губернаторов, силовиков и пропагандистов, а сам заперся в бункере до конца апреля. Хотя бы в ситуации пандемии от него ждали широкого жеста по открытию резервных закромов, подобно тому, как в голодные годы Борис Годунов распахнул для страждущего народа хлебные амбары, однако увидали все тот же знакомый кукиш.

Справедливости ради надо сказать, что Путина зачастую упрекали в том, что он замкнул на себя вертикаль власти и что выстроенная система нежизнеспособна без его прямого руководства. Но, может быть, дело лишь в том, что по духу наш национальный лидер — победитель и триумфатор, который предпочитает лично возглавлять торжественные шествия по блистательным поводам. А звание укротителя коронавируса его не слишком прельщает, как и рутинная дезинфекционная деятельность. Потому в эти небывало тяжелые времена президент позволил тщательно им собранной государственной машине, будучи в ней совершенно уверен, действовать самостоятельно, сам отошел на задний план, и мы теперь можем наблюдать воочию результаты сего труда.

Бюрократия путинской России на поверку оказалась и инициативна, и решительна, и смекалиста. Она без особых указаний отлично со всем справляется и продолжает делать то, что лучше всего умеет: осуществлять поборы, вводить запреты, надзирать, душить любые проявления свободы, а также запугивать, штрафовать и сажать граждан, унижать всевозможными способами их человеческое достоинство. Никакой коронавирус не мешает ей реализовывать самые смелые коррупционные схемы. Свежий пример — кировский вице-губернатор, сумевший всего за год работы в правительстве (возглавляя, кстати, антикоррупционный комитет) создать эффективную преступную группировку и собирать в нищем регионе миллионные взятки с вятского леса, который, как известно каждому телезрителю, давно похитил и распилил Навальный.

Главное, «обнуление» Конституции предсказуемо повлекло за собой полное и повсеместное обнуление закона и права как таковых. Нормы о правах человека, конечно, и раньше не особенно соблюдались, но их нарушали если не с чувством стыда, то какой-то неловкости. Вынося откровенно дикие приговоры, отдельные прокуроры и судьи иногда даже покрывались румянцем. Отныне же всякий высокопоставленный отечественный бюрократ волен в своих деяниях опираться исключительно на собственную чиновничью совесть. А так как с этим у них дефицит, то презрение к закону и морали приобрело сейчас демонстративные формы. Игнорируя закон о чрезвычайном положении, чтобы не рождать у населения и малого бизнеса пустых надежд на финансовые послабления, главы регионов суровыми карами продвигают некую «самоизоляцию» — набор очень странных мер, где-то напоминающих создание электронного концлагеря, где-то зачистку рынка от неподконтрольных предприятий, где-то просто идиотизм.

О состоянии страны прекрасно говорят два недавних сюжета. Профсоюз «Альянс врачей», реагируя на крайне слабую обеспеченность врачей средствами индивидуальной защиты, по просьбе медиков вез в больницы г. Окуловка Новгородской области защитные комбинезоны и более 500 респираторов (которые врачам положены, но которых у них не было). В городе на его представителей, ранее критиковавших власти за нерасторопность и вранье, напал отряд Росгвардии. Главу профсоюза Анастасию Васильеву ударили в солнечное сплетение (все помнят прошлогодний случай с Дарьей Сосновской, чье избиение было оправдано на самом верху — бить женщин здесь больше не считается подлостью), также ее душили, ночь продержали в полиции и составили протоколы о неподчинении требованиям блюстителей порядка и нарушении режима самоизоляции, суд уже на следующий день наложил штрафы. Одновременно патриарх Кирилл, несмотря на установленные мэрией запрет передвигаться по Москве лицам старше 65 лет, запрет не находиться в автомобиле более чем одному человеку, под сопровождение телекамер каналов «Союз» и «Спас» объехал в своем бронированном «Мерседесе» столицу с иконой «Умиление», словно издеваясь над заточенными в бетонных коробках москвичами, боящимися высунуть нос из дома под угрозой жестокой расправы.

Наложение этих событий со всей очевидностью свидетельствует: равенства перед законом больше нет. Есть те, на кого указы распространяются, и те, кому позволено стоять над этими указами, придумываемыми в зависимости от обстоятельств. Рядовой обыватель мечется между страхом потерять работу и страхом быть раздавленным за несоблюдение «самоизоляции». Туманные формулировки постановлений, о которых с пеной у рта (что можно и что нельзя) спорят ежедневно в ток-шоу на федеральных телеканалах, дают ясно осознать одно: ты в абсолютной власти тех, кто волен трактовать записанные положения, как ему удобно, кто уполномочен крикнуть «Стой!», проверить документы, коды и пропуска, и если не понравился — двинуть в рыло, гаркнуть в ухо из рупора: «Комендантский час!», упечь в «кутузку», разорить штрафами. Впрочем, если твои рабочие руки нужны для нефтяной империи — не переживай, тебя бросят в самое пекло эпидемии. Например, многие востребованы на «системообразующих предприятиях», вроде букмекерской конторы «Фонбет».

Исходя из вышеизложенного, критики Путина обязаны умолкнуть. Выстроенная им система функционирует без сбоев, наоборот, она творчески развивает заветы своего патрона. Не удивительно потому социологические опросы ФОМ и ВЦИОМ показывают: рейтинг президента снова пополз вверх. Вероятно, россияне надеются, что когда-нибудь президент выглянет из своего бункера и отпустит их из-под домашнего ареста. А на кого им больше надеяться?

Игорь Олин