Чего будет стоить месяц простоя экономики, бизнес думает, как пережить апрель

На модерации Отложенный

Владимир Путин объявил нации нерабочий апрель. Что значит месяц простоя экономики?

Владимир Путин

Сегодня Владимир Путин во второй раз обратился к нации в связи с пандемией коронавируса. Президент не ввел режим ЧС и не обещал бизнесу и населению новых мер поддержки, зато продлил нерабочие дни на целый месяц и переложил большую часть ответственности на губернаторов. The Bell прикидывает, чем обернется месяц простоя большой части экономики.

Что сказал Путин

  • Нерабочая неделя будет продлена до 30 апреля. Работодатели должны будут в течение этого периода выплачивать сотрудникам зарплату, предупредил президент. В среднем в России (с учетом бюджетного сектора) в месяц выплачивается 3,2 трлн рублей зарплаты.

  • Губернаторам будут предоставлены дополнительные права: регионы должны исходя из ситуации на их территории самостоятельно принимать решение о том, какие учреждения будут работать и какой режим самоизоляции будет сохраняться. Жесткость мер должна зависеть от эпидемиологической ситуации в регионе, сказал Путин.

  • По всей стране продолжить работу в обязательном порядке должны органы власти, аптеки, продовольственные магазины, медучреждения.

Обращаясь к россиянам неделю назад, Путин объявил об одной оплачиваемой, но не трудовой неделе — с тех пор сначала Москва, а за ней почти все регионы ввели по сути карантин (хоть власти и стараются избегать этого слова). Тогда же Путин обещал меры поддержки бизнесу и населению: увеличение пособия безработицы до уровня МРОТ (12 130 рублей), кредитные каникулы для граждан, потерявших в доходах, снижение страховых взносов и отсрочку выплаты налогов (кроме НДС) для малого и среднего бизнеса, а также — льготные кредиты для выплаты зарплат сотрудникам (о них — рассказываем ниже).

В этот раз никаких дополнительных мер поддержки бизнеса и населения президент не назвал. Forbes со ссылкой на двух источников в правительстве пишет, что правительство представит новый антикризисный пакет до конца недели. Но никакого второго плана поддержки до сегодняшнего дня не было ни в правительстве, ни в Центробанке, рассказал The Bell высокопоставленный федеральный чиновник: никто не ждал продления каникул сразу на месяц, и теперь придется в спешке что-то изобретать .

Что дальше

Если не изобрести что-то в ближайшие дни, нам всем не позавидуешь. Экономика уже несет гигантские потери, которые грозят социальным взрывом, предупреждают экономисты.

Мгновенный эффект от режима самоизоляции в масштабах страны (без учета антикризисных мер) — потери в 20% ВВП, или почти 18 трлн рублей в ценах 2018 года, пишут Ведомости со ссылкой на аналитиков ЦМАКПа. В общей сложности режим самоизоляции, по их оценке, затронет не менее 15 млн работников. Только в Москве без работы могут остаться от полумиллиона до миллиона человек, считают в Деловой России .

В прошлый кризис государство точечно заливало деньгами крупные компании, сохраняя крупные производства. Но на этот раз все иначе — в первую очередь от эпидемии страдают огромное число малых и средних предприятий, которые поддержки могут просто не дождаться, говорит директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачев. У этих компаний запасы на выплату зарплат в условиях простоя исчисляются не месяцами, а неделями.

Возможный всплеск безработицы профессор РЭШ Олег Шибанов пока оценивает в 9% — но это уже означает социальный взрыв. С крупными компаниями все будет нормально, они на виду, придет время — и государство скажет добрые слова, что им пора понести ответственность, — рассуждает он. — Но они, в отличие от МСП, смогут себе это позволить хотя бы за счет сокращения дивидендов, которые в прошлом году были самыми высокими в мире .

Обещать 100%-ное сохранение зарплат — легко. Но никакие компании малого и среднего бизнеса не способны выдержать такую нагрузку: больше 80% могут подавать на банкротство не завтра, но скоро , — предупреждает Шибанов. Если всех отправить в неоплачиваемые отпуска, малый и средний бизнес выживает. Но зарплатная часть — большая проблема. Просто не платить зарплату, конечно, невозможно: через месяц это административное наказание, через три — уголовное , — напоминает он.

Такой практики, как в России, — чтобы государство требовало от работодателей выплаты зарплат в полной мере — я не видел нигде, — говорит Симачев. — Во многих странах государство начинает софинансировать зарплаты бизнеса при наступлении определенных условий. Например, в Германии — когда выручка снижается на 20 30%. Причем софинансируют в большом объеме, до 80% . В России зарплатная ведомость по всей экономике — порядка 12 трлн рублей за один квартал, говорит Шибанов. Компенсацию 80% государство не потянет ни в каком виде . На малый и средний приходится примерно 20% ВВП по оплате труда и по занятости, то есть около 2 трлн с лишним — но даже их в условиях нефтяного шока и уже дефицитного бюджета не так просто найти. Для сравнения: пока Минфин зарезервировал на борьбу и с вирусом, и с кризисом всего 1,4 трлн рублей, или около 1,2% ВВП.

Заявленных мер поддержки — критично недостаточно, солидарны и экономисты, и предприниматели. Что они будут делать дальше без подключения дополнительных инструментов поддержки, я просто не понимаю , — говорит Симачев. По его оценке, правительству придется срочно увеличить объем антикризисного пакета минимум на 3 5% ВВП.

Об этом говорят

Предприниматели и не надеялись, что массовый карантин продлится всего неделю, но никак не рассчитывали, что президент объявит каникулы на целый месяц за их счет. Бизнес, у которого есть шанс переехать в онлайн, не сдается, но офлайновые компании — уже на грани банкротства. Вот что после обращения Путина к нации рассказали нам предприниматели:

  • Михаил Гончаров, совладелец сети блинных Теремок : Продление карантина до конца месяца — абсолютно понятная мера с точки зрения борьбы с эпидемией. Но с точки зрения отношения [власти] к частному сектору мы наблюдаем полный провал. У бизнеса нет выручки, но при этом он должен платить зарплаты и налоги. Если говорить о нас, то мы уже не имеем возможности платить налоги. Пытаемся закрыть долги по зарплате за март, но и на это денег не хватает. Готовим массовое сокращение сотрудников, это единственный возможный вариант .

  • Ольга Киселева, руководитель сети World Gym в России, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии: Для нашего бизнеса все закончилось раньше: спортивные объекты стали закрывать в 20-х числах марта. При этом нет каникул ни по аренде, ни по коммуналке. В стране 13 тысяч фитнес-клубов, они обслуживали 6,7 млн клиентов. Весь бизнес жил за счет оборотных средств. Маржинальность низкая, у всех есть кредиты. Потери за март — около 10 млрд рублей. Если не будет поддержки со стороны государства, банкротства не избежать 60 70% компаний. В том числе необходимы беспроцентные кредиты на зарплаты сотрудникам. Только тренеров у нас не менее 500 тысяч. Кто-то смог наскрести денег, чтобы выплатить зарплаты за март. Кто-то уже на грани банкротства .

  • Андрей Лобанов, основатель сети школ программирования Алгоритмика : В марте мы перевели на дистанционное обучение наши школы в 25 странах. Буквально за две недели. Это было сложно, но мы справились: потеряли всего 10% учеников из десятков тысяч. Весь апрель потратим на разработку новых продуктов. С одной стороны, выход на новый большой рынок дистанционного обучения — это новые возможности. С другой стороны, покупательская способность людей снизилась. Не знаю, получится у нас или нет. Будем стараться. Работать в удаленном формате уже привыкли. Зарплаты, конечно, платить будем, никого не сокращаем. Cейчас без сильной команды не справиться .

  • Алексей Федоров, совладелец, управляющий партнер группы компаний 220 вольт : Нам-то хорошо. Дистанционная торговля — один из немногих работающих рынков. Продажи в b2b-секторе, которые у нас занимали до половины оборота, встали, но заказов в интернете стало на 40% больше. Делаем все возможное, чтобы сохранить коллектив, пытаемся искать возможности в кризисе. Например, мы научились работать удаленно. Онлайн-совещания в Zoom проходят даже эффективнее очных .

  • Мария Бородетская, сооснователь лектория Синхронизация : Конечно, очень тревожно. Времена наступают непростые, курсы по искусству, даже очень хорошие, это все-таки не гречка. Но в целом нам повезло. Наш бизнес можно полностью перенести в онлайн, и мы активно развивали это направление еще с 2018 года. 16 марта мы отменили 200 лекций в московских лекториях, за следующие две недели запустили десяток новых вебинарных курсов в дополнение к существующим, перестроили все процессы. Сотрудники, которые раньше вели офлайновые мероприятия, усилили вертикаль онлайна. Вся команда перешла на удаленную работу. Каникул ни у кого не будет, у нас, напротив, сейчас максимальная загрузка. Пока продажи удается быстро растить. Зарплаты мы все сохранили. Даже заключили с отделом маркетинга пари на PlayStation с плазмой для офиса о том, что во время карантина выполним план по выручке и маржинальности, который согласовали еще в январе .

  • Артем Темиров, сооснователь кооператива Черный : После первого выступления Путина мы уже исходили из того, что “выходные” продлят минимум до 30 апреля. Сразу переделали сайт и запустили полноценный онлайн-магазин. Всю эту неделю активно вели переговоры с сетями и онлайн-ритейлерами, чтобы наш кофе продавался у них. В феврале мы продали через онлайн на 365 тысяч рублей, в кофейне выручка была 3,4 млн.Чтобы продолжить существовать, нам нужно увеличить продажи через онлайн в 10 раз. В марте продали на 1,4 млн, то есть уже в 4 раза выросли. За апрель нужно вырасти в 2,5 раза. Если не получится, но хоть какой-то рост будет, назанимаем денег и продолжим. Зарплаты у нас все получают в полном объеме, даже если работают меньше часов, чем раньше .

  • Анатолий Сморгонский, генеральный директор Gett в России: Для индустрии перевозок это сильный удар: по сравнению с началом марта мы упали в поездках на 70% и, судя по всему, будем сокращаться дальше. Но мы удачно запустили сервис доставки Gett Delivery. Он позволяет нашим водителям не простаивать без заказов. Мы предложили помощь ресторанам, кафе и магазинам, у которых нет своих служб доставки или не хватает курьеров .

  • Борис Дьяконов, сооснователь банка для предпринимателей Точка и бухгалтерского сервиса Кнопка : Мы в новой реальности, надо ее принять. Не факт, что одним месяцем ограничится. Всем советую сохранить только ключевые расходы, снизить потребление, начать готовить дома .