Остаётся ли Россия постоянным членом Совбеза ООН?
Как известно, при учреждении ООН 24 октября 1945 года был принят так называемый «принцип единогласия» постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот принцип был выработан и согласован ещё на Крымской (Ялтинской) конференции зимой 1945 года. Права постоянных членов Совбеза ООН имели пять великих держав – СССР, США, Англия, Франция и Китай. Ныне пятым постоянным членом является Российская Федерация.
Для принятия решений СБ ООН по вопросам процедуры требуется не менее 9 голосов из 15, но для принятия решений по существу требуется 9 голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов СБ ООН, в чём и заключается «принцип единогласия». Это правило называют ещё и правилом вето (лат. veto – возражаю, запрещаю), потому что достаточно одного голоса «против» от любого постоянного члена СБ, чтобы решение было отклонено, даже если за него проголосуют все остальные члены СБ, включая четырёх постоянных.
Право вето обеспечивало хоть какое-то глобальное равновесие и хотя бы до какой-то степени исключало или ограничивало претензии на силовой диктат одной из великих держав. Как правило, этим правилом пользовались или США, или СССР. Причём, если вето США обычно провоцировало новую напряжённость в том или ином регионе мира, то вето СССР исключало возможность для возникновения или развития напряжённости.
Идти против вето Советского Союза не рисковал никто, потому что это формальное право было весомо и убедительно подкреплено всей материальной мощью СССР, в том числе – и его ракетно-ядерной мощью.
А как там Российская Федерация? Пока что её ещё пускают в «приличное общество», но вряд ли это будет продолжаться – при сохранении нынешней внешнеполитической линии – очень уж долго. И мелкая, казалось бы, деталь мировой политической жизни, которая на самом деле является «знаковой», невольно наводит на вполне определённые размышления на сей счёт.
Я имею в виду ситуацию в ООН вокруг Ливии. При всех недостатках Каддафи его Ливия – наилучший реальный вариант для ливийцев, и уже потому Ливия Каддафи – неприемлемый вариант для США. Ливия Каддафи или Ливия, следующая генеральной линии Каддафи, – это богатая и независимая страна, где народ имеет опредлелённые возможности осуществления власти и вполне обеспеченную жизнь. Массовой базы для свержения Каддафи в Ливии нет и быть не может. «Повстанческая оппозиция» – создание внешних сил.
Соответственно, операция США и НАТО против Ливии, по сути, является жандармской и своекорыстной. Резолюция же СБ ООН по Ливии – не более чем фиговый листок на срамном месте западного насильника.
Российская Федерация – постоянный член Совета Безопасности ООН, обладающий правом вето. Казалось бы, одним этим словом «вето» Россия могла бы остановить готовящийся расстрел Ливии силами Западной коалиции, исключить многочисленные жертвы среди того самого мирного населения, о безопасности которого якобы пекутся в США и НАТО.
В конечном счёте, воспользовавшись правом «вето», Россия могла бы в зародыше ликвидировать очень опасный очаг мировой напряжённости. А заодно – и продемонстрировать готовность РФ к реальному поддержанию своего статуса постоянного члена СБ ООН как одного из основных гарантов глобальной и региональной стабильности.
У России с Ливией всегда были неплохие и достаточно развитые отношения. Вето РФ лишь укрепило бы их, подняло бы авторитет России в Ливии (и не только в Ливии) на огромную высоту. Своим вето Россия могла бы резко и принципиально снизить также ту общую напряжённость, которая воцаряется в арабском мире и провоцируется Соединёнными Штатами. Россия могла бы…
Или – не могла?
Нет, конечно, ничего Россия-«Россияния» в её нынешнем исполнении не могла бы и не может! Америка решила «наказать» Ливию и утвердиться на Ближнем Востоке как жандарм. Японская катастрофа объективно повышает роль нефти в мировом энергетическом балансе, и Соединённым Штатам надо стать на арабских нефтяных полях железной пятой. Хотели бы поставить туда же свою пятку и некоторые европейские страны НАТО.
Поэтому, если бы РФ попыталась воспользоваться своим правом «вето», США и воссозданная ими в ООН «машина голосования» не мытьём, так катаньем обошли бы запрет. И сразу же стало бы ясно, что нынешняя «Российская Федерация» по большому политическому счёту в нынешнем Pax Americana – ноль!
Фактически, можно говорить об утрате Российской Федерацией реального статуса постоянного члена Совбеза ООН. Причин тому много, сейчас я укажу только на одну из основных – постоянную готовность России к такому сокращению и уничтожению своих ракетно-ядерных вооружений, когда подрывается сам режим эффективного ядерного сдерживания. В частности, несмотря на неоднократные заверения руководства МО РФ и РВСН в обратном, есть реальная опасность того, что российские шахтные МБР с РГЧ будут уничтожаться не по исчерпанию их продлённого ресурса, не ранее чем в 2016-м и более позднее время, а уже в ближайшие годы – во исполнение обязательств РФ по договору СНВ-3, хотя СНВ-3 и не предусматривает этого автоматически.
Не исключено, что продолжение многолетнего избиения российских РВСН будет осуществляться при прямом его финансировании из американских источников, что, кроме прочего, создаёт базу для коррупции в МО РФ и РВСН. Сейчас готовится новый акт ничем объективно не обоснованной капитуляции РФ перед ничем объективно не обоснованными претензиями США на ликвидацию российских ядерных сил регионального сдерживания (т.н. «нестратегического» ЯО).
Бездумно двинувшись по этому пути, Россия может быстро лишиться статуса постоянного члена СБ ООН не только «де-факто», но и «де-юре», и, встав в одну очередь с Буркина-Фасо и Барбадосом, дожидаться часа, когда Генеральная Ассамблея ООН позволит РФ побыть в течение очередных двух лет хотя бы непостоянным членом Совбеза.
Комментарии