Германские войска 22 июня 1941 года начали наступление на СССР в трех направлениях: восточном (группа армий "Центр") на Москву, юго-восточном (группа армий "Юг") на Киев и северо-восточном (группа армий "Север") на Ленинград.
Кроме этого, в направлении на Мурманск наступала германская армия "Норвегия". Вместе с немецкими армиями наступали на СССР армии Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии и добровольческие формирования из Хорватии, Словакии, Испании, Голландии, Норвегии, Швеции, Дании и других стран Западной Европы.
По сути, на Россию опять, как в 1812 году, началось нашествие "двунадесяти языков". Недаром же Сталин назвал эту войну, по аналогии с войной 1812 года - Отечественной, присовокупив слово "Великой"...
О войне против Советского Союза Гитлер сразу заявил: "Речь идет об истребительной войне". Ничего подобного ни про одну из своих кампаний в Европе он не говорил... Уже показательно.
Двадцать девятого июня 1941 года Гитлер заявил: "Через четыре недели мы будем в Москве, и она будет перепахана". Ни один немецкий генерал в своих прогнозах не высказывался о захвате Москвы позднее августа. Для всех август являлся крайним сроком захвата Москвы, а октябрь – территории СССР до Урала по линии Архангельск – Астрахань.
На Западе там мыслили не только немцы. Американские генералы рассчитывали, что в войне с нашей страной Германия будет занята от одного до трех месяцев, а военные Англии – от трех до шести недель. Что ж, они вполне осознавали силу удара, направленного на Советский Союз. Европейские страны покорялись вермахту за считанные дни и после меньших потрясений...
Да и само германское правительство было так уверено в быстрой победе, что даже не посчитало нужным тратить средства на теплое зимнее обмундирование для армии. Уверенность германского руководства в быстрой победе являлась вполне обоснованной, потому что после нападения на
Советский Союз 5,5-миллионной армии у одной Германии, не считая союзников, еще оставалось четыре миллиона солдат и офицеров, не задействованных в войне на Восточном фронте против СССР. Вражеские войска наступали от Баренцева до Черного морей на фронте длиной более 2 000 километров. Германия рассчитывала на блицкриг, то есть молниеносный удар, по нашим вооруженным силам и их уничтожение вследствие этого молниеносного удара.
Однако же в реализации своих "блистательных" планов немцы натолкнулись на множество сюрпризов. Прежде всего, факт расположения 57% советских войск во втором и третьем эшелонах изначально способствовал срыву расчета немцев на блицкриг.
Полностью же эти надежды сводило к нулю стойкое сопротивление наших войск даже и первого эшелона - невзирая на тот сокрушительнейший удар, который на них обрушился. Собственно, о каком блицкриге можно говорить, если немцы летом 1941 года не смогли уничтожить даже нашу авиацию. Да, Германия в первый месяц войны нанесла ВВС РККА тяжелые потери - но и сама потеряла за это время треть своих самолетов.
Благодаря этому господства в воздухе ударами по советским аэродромам летчики люфтваффе не достигли и полной свободы действий в воздухе собственной авиации в дальнейших боях не имели.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что якобы все воинские склады СССР были расположены вдоль западной границы, и поэтому в первые недели войны основное количество имеющегося в стране военного имущества попало в руки врага. На самом деле в первом эшелоне, то есть до 100 километров от границы, находилось 43% наших войск.
Эти войска надо постоянно снабжать оружием, боеприпасами, запасными частями, горюче-смазочными материалами, обмундированием, продовольствием. Для этой цели в месте расположения войск и создавались склады.
На этих складах хранилось незначительное количество военного имущества страны. Склады стратегического значения к границе никогда не выносились: почти все воинские запасы всегда хранились в глубоком тылу, в основном в Московском и Приволжском военных округах.
Учитывая вышесказанное, становится понятно, что потери оружия и боеприпасов на складах у западной границы никак не влияли на обеспечение Красной армии в целом.
За время всех боев, происходивших в период с июня по декабрь 1941 года, со складов было получено более 30 миллионов штук снарядов к артиллерийским орудиям калибром от 45 миллиметров до 203 миллиметров, в том числе снарядов наиболее массовых орудий калибром от 45 миллиметров до 76 миллиметров, включая зенитные снаряды – более 22 миллионов штук.
Это количество полученных войсками в указанный период снарядов разных калибров составляло от 28 до 35% от количества снарядов, имевшихся на складах 22 июня 1941 года. Военные склады в значительно меньших размерах, но пополнялись боеприпасами и во второй половине 1941 года. Наличие десятков миллионов снарядов на складах в декабре 1941 года могло иметь место только при условии поступления на склады огромного количества снарядов до начала войны.
Половина из полученных в 1941 году снарядов была израсходована в боях, а половина составляла потери при транспортировке и отступлении.
Поэтому мы можем утверждать, что наши деды и прадеды в 1941 году произвели из 45-миллиметровых орудий и танковых пушек по напавшим на Советский Союз войскам Германии и ее союзников примерно 3 миллиона 565 тысяч выстрелов, из 76-миллиметровых орудий и танковых пушек – 3 миллиона 888 тысяч выстрелов, из зенитных орудий – 3 миллиона 680 тысяч выстрелов.
Как-то это совсем не похоже на действия безоружной, в панике бегущей армии, как пытаются представить РККА в 1941 году иные "писатели". Чтобы произвести столько выстрелов, надо иметь не только миллионы снарядов, но и десятки тысяч орудий.
И они были у Красной армии в 1941 году. Вот где открывается правда и основная причина того, почему мы тогда выстояли. Наши войска отступали, но мужественно оборонялись и выстояли благодаря достаточному количеству оружия и боеприпасов.
Именно эти факторы позволили нам сорвать гитлеровский блицкриг и начать войну на истощение - которую Германия неизбежно должна была проиграть Советскому Союзу. Безусловно, в 1941 году немцы одержали множество тактических побед, которые ныне на слуху - признаем, тактическое мастерство Красной Армии на тот момент уступало таковому вермахта - но стратегически они проиграли именно тогда.
А тактическому мастерству наши командиры и полководцы научились успешно - и довольно скоро.
Комментарии