Римская армия: Почему она была непобедима?
Римская армия: Почему она была непобедима?
Римлянам удалось создать самую могущественную, самую прочную империю древнего мира. В чём же секрет их успеха? Как говорил Бисмарк, империи создаются «железом и кровью». То есть — военной силой. Выходит, своим могуществом Рим обязан своей армии. Так что же в ней было такого особенного?
Найди отличия
Итак, в чём отличие римской армии от — например — войск тех же древних греков? Афиняне, спартанцы, македонцы совершили много военных подвигов. Но все же в конце концов всем им всё равно пришлось склониться перед мощью Рима. Отличия между греческой и римской армиями были существенные. Главнейшее преимущество римлян называлось просто — дисциплина. У греков с дисциплиной дела обстояли крайне плохо. Виной тому не какое-то особенное врождённое «разгильдяйство» эллинов. Причина — в условиях их жизни. Греки, как известно, жили в полисах (маленьких городах-государствах), управлявшихся по методу «прямой демократии». То есть все граждане полиса собирались на площади и решали вопросы, выбирали (из своей же среды) чиновников, военачальников и т.д. Понятно, что греки были пропитаны духом свободы и равенства. И когда такой грек брал в руки оружие и шёл на войну, он продолжал считать себя всё тем же свободным гражданином, равным по положению всем своим командирам и даже стратегам (полководцам). О какой же дисциплине в таких условиях могла идти речь?! Ведь дисциплина предполагает неограниченную власть полководца над личностью солдата. Ведь только страх перед телесными наказаниями или смертной казнью — только такой страх мог заставить древнего воина беспрекословно подчиняться командиру. А как обстояло с этим делом у греков?
Армия — не место для дискуссий?
Хотя формально греческие стратеги обладали правом налагать наказания на солдат, на практике этой возможностью они никогда не пользовались. Даже в случае такого вопиющего воинского преступления, как бегство с поля боя, и то — греческий полководец не мог покарать виновного тут же. Нет, войско должно было сначала вернуться в родной город, и вот уже там стратег перед народным собранием возбуждал ходатайство о наказании виновного. И уж затем все это сборище «штатских)» решало, как наказать провинившегося.
Когда известный военный стратег Ксенофонт таки высек одного солдата за непослушание, тот собрал сходку солдат, и Ксенофонту пришлось оправдываться и объяснять воинам — почему он сделал это. Понятное дело, что никакой дисциплиной здесь и не пахнет. Несколько лучше (чем у остальных греков) обстояли дела у спартанцев. Там солдаты подчинялись командирам, но это шло не собственно от военной дисциплины, а от их общего воспитания в соответствующем духе (подчинение старшим, взаимовыручка и т.д.).
Почему мы говорим, что это все же не воинская дисциплина? Спартанские цари (которые, как правило, и возглавляли войско в походах) обладали правом казни спартанского воина, но только на поле боя (невыполнение приказа в бою, бегство из строя и т.д.). Но не обладали таким правом в другое время (во время переходов, на привале и т.д.). Но ведь 99% процентов времени, что длится война, и составляют эти самые переходы, маневрирование, бивуаки и т.д. А на, собственно, сражения приходится совсем мало времени. Как же поддерживать дисциплину в течение всего военного похода, если даже царь не может самолично наказать своих солдат?
«Это Спарта!»: что скрывают историки?
Оставалось надеяться лишь на пресловутую спартанскую спайку и знаменитое спартанское воспитание. Но оно не всегда помогало. Так, Павса-нию, разбившему персов при Платее (479 год до н.э)., пришлось стерпеть, что один из его командиров отказался выполнить приказ. А когда царь Агис в 418 году до н.э. решил дать сражение на явно неудачном месте, то один из его офицеров заявил, что он вовсе не намерен идти на верную гибель и не сдвинется с места. Царю Агису, уже начавшему наступление, пришлось вернуться назад.
Не спорю, вполне возможно, что с тактической точки зрения этот командир был прав, и место, выбранное царём (верховным военачальником!), — никуда не годилось. Но о каком авторитете командира, о какой дисциплине может идти речь при таких обстоятельствах?
И это были спартанцы, бесстрашные воины! Что же говорить о других греках? Сохранилась характерная жалоба Сократа на воинов своих родных Афин. «Афиняне, где только можно, стараются действовать наперекор начальникам и кичатся этим», — горько сетовал философ.
В македонской армии ситуация с дисциплиной была гораздо лучше (именно поэтому Александру и удалось завоевать полмира), но и там она была далека от совершенства.
Когда война — «мать родная»
Совсем другую картину мы видим в Риме. Именно римляне довели понятие дисциплины до абсолюта — максимального воплощения, какое было только возможно в древнем мире.
Греческие городки располагались на скалистых утёсах, на мелких островах. Сама природа в значительной мере служила им защитницей. С Римом было не так. Этот город возник на апеннинской равнине. Не в скалах, не на острове, а на пусть и холмистой, но все же открытой местности. Да ещё и в окружении множества хищных племён, которые так и ждут момента, когда можно будет поживиться за счёт слабого! Если Рим хотел выжить — он должен был быть сильным. И римляне стали сильными. Не за счёт рвов, утёсов, крепостных стен (всё это не даёт спасения!) — а за счёт тотальной милитаризации всей своей жизни.
Рим с самых первых дней своего существования жил как постоянный военный лагерь. Железная власть, суровая дисциплина, подчинение всех единой воле, полная безжалостность не только к врагу, но и к себе — только так можно было спастись маленькому городку на Тибре.
Дисциплина. С большой буквы «Д»
Как это выглядело на практике? Римляне ввели понятие «империума» (от него, как известно, позднее и произошло слово «император») — то есть безграничной власти военачальника. Это было то, чего и близко не знала Древняя Греция.
Военачальник, получивший «империум» (а его получал всякий, кто выступал в поход), становился полным господином над жизнью и смертью своих солдат. Перед ним шли ликторы, державшие в своих руках связки прутьев. Когда войско выходило за пределы городской черты, в эти связки вставлялись топоры — символ того, что теперь полководец имеет право накладывать на подчинённых любые наказания, вплоть до смертной казни (в пределах Рима такого права у него не было, поэтому при возвращении в город эти топоры убирались).
Смертная казнь в римских войсках применялась часто, и назначалась она за многое. Неподчинение приказу, бегство с поля боя — смертная казнь, безусловно. Часовой, заснувший на посту, — покойник. Если центурион (начальник «сотни») заставал заснувшего часового, но из жалости не сообщал о его проступке, то — если это становилось известным — смерть ждала обоих.
Если с поля боя бежал целый отряд, проводилась децимация — казнь каждого десятого, по жребию.
Суровое отцовское воспитание
Хотелось бы посмотреть на того, кто в римском войске — на греческий манер! — осмелился бы ослушаться приказа даже центуриона, не говоря уж о высших начальниках. Жизнь такого человека была бы коротка — и конец её был бы болезненным.
Сохранилась мрачная легенда о консуле Манлии Торквате, который приказал за нарушение приказа казнить собственного сына. Нарушение было незначительным, но для Манлия важен был принцип — никто не смеет ослушаться приказа военачальника.
«Окаменев от ужаса, — пишет римский историк Тит Ливии, — смотрели солдаты на страшную казнь и только тогда пришли в себя, когда голова отделилась от туловища и потоком хлынула кровь».
Могут возразить, что это легенда, сказка. Может быть. Но ведь для Древней Греции такую легенду и такую сказку — и помыслить нельзя! Любая сказка отражает реалии и менталитет того народа, среди которого она появилась. И легенда о консуле Манлии как нельзя лучше ложится на характер римского народа.
Подводя итог, можно сказать, что дисциплина в римском войске была идеальная — твёрдая, как алмаз, и чистая, как слеза младенца. А с таким дисциплинированным войском — горы можно свернуть. Что, собственно, Рим и сделал. Но об этом — как-нибудь в другой раз…
"Война и отечество" №9, 2019 г.
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.
Римская пехота сначала проводила артподготоввку - бросала во врага пилумы. Тучи пилумов опускающиеся на врага приносили гигантские потери, Осбенно если у врага не было больших щитов. Но даже если пилум втыкался в щит - он там и оставался. Вытащить его было невозможно из-за специального строения наконечника. И воины врага чтобы продолжать драться избавлялись от щитов. Защищаться щитом с пилумом торчавшим в нем было невозможно. Но римлян после бросков пилумов шла армия лишенная щитов.
А потом они сталкивались с черепахой. То есть воины римлян так были прикрыты щитами, что не было видно куда колоть мечом или копьем. Воины врага подбегали и беспомощно пытались найти дырку в стене щитов. В это время щиты снизу приподнимались и следовал одновременный мгновенный смертельный удар снизу коротким мечом по первому ряду. Первый рад врагов падал практически без потерь с римской стороны. Для такой атаки вплотную и был изобретен короткий римский меч. Длинные мечи в такой ситуации практически бесполезны. Фактически несколько таких ударов снизу и армия врага сильно редела и бежала.
Достать мечом или копьем до их босых ног было практически нереально. Первый ряд сидел на земле, приподнимал щиты и бил снизу. Одновременно в пах или живот. Пах и живот у солдат той эпохи был практически незащищен. Железные штаны были только у всадников.
То есть римляне побеждали в основном благодаря очень умной технологии боя, учитывающей все слабые места распространенной тактики солдат той эпохи. Пилумы, убиравшие защиту врага, большие щиты, формирующие танки и короткие мечи которые позволяли этом у танку эффективно стрелять - вот секрет их победы.
Даже прославленная македонская фаланга ничего не смогла сделать в боях с черепахой. Копья просто скользили по щитам, а удары снизу выбирали один ряд за другим.
Они победили, потому что какой-то гений разработал их тактику боя, резко отличающуюся от той что была принята в то время. Он придумал тактику боя и подогнал под нее копья, мечи, щиты и броню. Обычно другие армии делали наоборот. Они сначала делали оружие, а потом придумывали как эффективно его использовать в бою.
Но реально всегда побеждает армия, которая имеет какую-то технологию и стиль боя, которая дает ей преимущество над врагом. Македонский побеждал врага используя свою фалангу. В бою с римлянами которые использовали черепаху практика показала, что фаланга проиграла. Возможно он бы придумал еще что-то, но старым способом он бы точно не выиграл.
Да, Пирр использовал слонов, и затоптал римские порядки в первой битве. Однако римляне быстро поняли в чем дело и в следующих битвах его уже встретили специально сконструированные колесницы, которые резали ноги слонов и не давали им подобраться к пехоте.
Возможно он был великим полководцем, но против Рима он все-таки проиграл. Технология войны римлян была лучше. Самое главное в любой битве римляне несли намного меньшие потери чем их враг. Даже если проигрывали, враг терял солдат в два-три раза больше. Думаю армия Ганнибала была храброй, но была потихоньку вырезана в боях в римлянами.
А насчет полководцев - я считаю что лучше иметь хорошо вооруженную армию имеющую техническое превосходство над любым врагом с плохим полководцем, чем нищую армию, с лучшим полководцем с мире. Это верно было во времена римлян и верно сейчас.
Что и доказали события в Ираке. Когда армия США практически не понесла потерь уничтожив всю иракскую армию одним ударом. Когда люди из исламского государства, готовые отдать жизнь за нее, идущие с взрывчатокой на вражеские войска, были просто уничтожены наемниками, которые совсем не готовы были умирать за чужие идеи. Да никакие великие полководцы не помогут армии победить если она слабо вооружена.
Что касается Ирака , то там ситуация не вполне чистая : читал статьи публицистов , что американцам удалось подкупить иракскую генеральскую верхушку , поэтому армия не столько воевала , сколько делала видимость , что воюет .
Думаю это просто слухи. Предают как правило те, у кого низкий воинских дух. Кто терпел неудачи раньше в сражениях. А у армии Ирака он был высок в начале войны. После того, как Ирак выиграл войну с Ираном, захватил Кувейт - им наверное казалось что они самые сильные в мире. Не зря так бахвалился Хуссейн на ТВ, заявляя, что без проблем расправится с любой армией мира. И он реально верил в это.