«Чудо на Висле» и морок мировой революции

Александр Музафаров.
15 августа 1920 года Войско Польское одержало победу в Варшавской битве - одном из ключевых сражений Советско-польской войны 1919—1921 годов, в котором Польша смогла остановить наступление Красной армии и достигнуть перелома в ходе войны. Исход Варшавской битвы привёл к Рижскому мирному договору, согласно которому к Польше отошли обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
Люди по природе консервативны, и часто склонны трактовать происходящие на их глазах события и процессы в рамках собственных привычных представлений. Как правило, здравый смысл не подводит человека и такая трактовка вполне адекватна, но только не в тех случаях, когда инициаторы процессов стремятся выйти за грань человеческой природы.
Коммунисты, захватившие власть в России в октябре 1917 года, были именно такими. Их целью было не решение реальных и мнимых проблем отечества, не личное властолюбие, а ни много ни мало изменение всего хода истории и самой природы человека.
Средством для достижения этих целей должна была стать мировая революция, и последующее за ней построение земшарной (мировой) коммунии – принципиального нового общества. Большевики своих намерений не скрывали и говорили о них совершенно открыто. Революция в России воспринималась ими лишь как первая часть революции глобальной.
В январе 1918 года председатель совета народных комиссаров Ульянов (Ленин) подписывает декрет о создании рабоче-крестьянской красной армии, в котором недвусмысленно говориться:
«С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе».
Обывателю разговоры о мировой революции казались диким бредом, но нашлись те, кто оказался способен этому кровавому бреду противостоять. Их называли белыми, но по сути это были русские люди, пытавшиеся спасти свою страну и свой народ.
Два долгих года шла неравная борьба идеи и реальности. Идеалисты слетелись в Россию со всего мира. Какие только коммунисты у нас не отметились – австрийские, немецкие, французские, польские, еврейские, китайские….
В 1919-м с красной идеей столкнулась идея другая – польская. Народ известный своей гордостью и лихим нравом десятилетиями вынашивал идею вернуть себе отечество. В 1918 году этот час настал, и бело-красное знамя с орлом вновь взвилось над Краковом и Варшавой. Но для целых поколений поляков Речь Посполитая была не только землей, но и идеей. И границы этой идеи были предельно широки. Подумаешь, некий мудрый лорд Керзон в Версале начертил границу на карте. Что нам до лорда? Сабли длон, панове! Так и оказались польские полки под Киевом и Могилевым. Идея национальная столкнулась с идеей интернациональной.
99 лет назад произошло крупнейшее сражение советско-польской войны 1920 года, вошедшее в историю как «чудо на Висле». Молодое войско польское наголову разгромило столь же молодую рабоче-крестьянскую красную армию.
Что помогло белому орлу победить красную звезду? Ошибки молодого «красного бонапарта» Тухачевского? Опыт французских военных советников? Низкая дисциплина бойцов и командиров РККА? Везение? Все это, конечно, было. Но главным было то, что в своей сути польская идея как право народа на свое государство была куда ближе к реальности, чем идея земшарной коммунии. Польский солдат знал, за что воюет на Висле. Красный боец с трудом понимал суть происходящего.
Идея коммунизма проиграла не только на поле боя, но и на уровне памяти. Каждый год в Польше отмечается день варшавской битвы. Вывешиваются национальные флаги, в селах прямо на площадях накрывают столы и устраивают танцы. В польских книжках написано, что поход Тухачевского на Варшаву был первым шагом нового правительства России по восстановлению былых границ Российской Империи, новым актом русского империализма, побежденным польской доблестью, очередной страницей в длящемся веками соперничестве двух народов.
Если бы Ленин и его подельники прочитали бы этот текст, то пришли бы в ужас. Ибо нельзя было сильнее оскорбить тогдашнего большевика, как назвать его русским.
Попытка мировой революции не просто провалилась, оказалась стерта из памяти как откровенно бредовая для нормального человека идея.
Остается только со скорбью помянуть тысячи русских людей, которые, будучи, обмануты коммунистической пропагандой, нашли свою смерть на чужой земле, сражаясь не за Россию, а за утопию, которая никогда и никак не могла воплотиться в реальность.
Комментарии
Тухачевский вполне себе адекватно оценивал собственные возможности и требовал у Сталина отправить ему в качестве подкрепления 1-ю Конную армию и 12-й армию. Если бы он получил эти подкрепления, то имел бы все шансы не то что Варшаву взять, но и до Берлина дойти - раздуть, так сказать, пожар мировой революции! Однако Сталин испугался того, что не сможет без дополнительный сил взять Львов. Зря боялся! Кавалерия - не тот род войск, которым берут укрепленные города. Так что Сталин все равно обосрался подо Львовом, но и Тухачевский тоже был закономерно разбит.
Собственно, эти "разногласия" и стали позже основной причиной ликвидации Тухачевского. Тех, кто тыкал Сталина мордой в дерьмо, Сталин, мягко говоря, недолюбливал...
Тухачевский ещё мог бы потребовать чтобы поляки с которыми дралась 1 конная и 12 армия отправились на сенокос ...
...Но Тухачевский был здоров, свободен, деятелен и ему, гениальному стратегу, брать города так просто, как какой-то Чапаев, не пристало. И он свой фронт, который до этого шел со сжатыми в кулак армиями, хотя этого и не требовалось, перед Варшавой делит на 5 отрядов с совершенно разными задачами и пускает эти отряды в расходящихся направлениях.
...Тухачевский, имея в своем распоряжении огромную массу войск, прошел до Вислы, не предприняв и попытки уничтожить противостоящие ему польские армии. Он их загнал к Варшаве, повторив поход Наполеона к Москве в 1812 г., правда, с некоторой особенностью - Тухачевский все же Наполеоном не был..
Пилсудский в Варшаве попал в тяжелейшее положение - там была полная паника.
Потеря такого количества войск, да еще и в виду начала наступления Врангеля, поставили правительство большевиков в безвыходное положение - они срочно заключили мир, по которому отдали Польше огромные территории Украины и Белоруссии, и огромные репарации. Большевики обязались возвратить Варшаве военные трофеи и все ценности, вывезенные с территории Польши начиная аж с 1 января 1772 года, обязывались выплатить 30 миллионов золотых рублей (23,22 тонны чистого золота) и передать полякам имущества на 18 миллионов золотых рублей.