«Уже и Счетная палата признала пенсионную реформу провальной»

На модерации Отложенный

Повышение пенсионного возраста подорвало доверие к власти, а бедность стариков — эти настроения усилила

Пенсионная система должна быть прозрачной и понятной для граждан, а принимаемые государством решения — вызывать доверие населения. Об этом заявила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в Государственной Думе на заседании «круглого стола», посвященного развитию негосударственного пенсионного обеспечения и системы индивидуального пенсионного капитала.

По ее мнению, несмотря на принимаемые государством меры, создать эффективную пенсионную систему пока не удалось, а реализуемая с 2013 года «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы» на уровень пенсионного обеспечения граждан никак не повлияла.

«За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%. Чтобы достичь 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. рублей. Для этого, начиная с 2022 года, страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции», — цитирует[1] аудитора пресс-служба ведомства.

Она также считает, что применяемая с 2015 года формула расчета страховой пенсии, при которой ее размер зависит от индивидуального пенсионного балла, не стимулирует граждан работать дольше.

«По сути, пенсионный балл — это соотношение уплаченных за будущего пенсионера страховых взносов к максимально возможному объему, который может быть за него уплачен с учетом установленного ограничения облагаемой базы. Таким образом, чем ниже заработная плата, тем меньше у работника пенсионных баллов. При этом граждане с высокими зарплатами также ничего не выигрывают, так как выплачиваемые ими страховые взносы ограничены предельной величиной облагаемой базы», — пояснила она.

Сократить бюджет Пенсионного фонда за счет отмены индексации пенсий работающим пенсионерам также не удалось, так как число работающих пенсионеров ежегодно уменьшается.

«В ближайшие годы объем трансферта на выплату страховых пенсий хоть и будет снижаться, зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета все равно сохранится. Трансферт на выплату страховых пенсий из федерального бюджета в ПФР в 2020 году составит почти 2 трлн. рублей», — констатировала аудитор. По ее мнению, помочь в решении этой проблемы может совершенствование тарифной политики.

Аудитор подчеркнула, что реально увеличить пенсионные накопления сейчас можно только за счет их инвестирования, но здесь есть свои риски. В частности, реализация прав на досрочную смену страховщика привела к тому, что граждане потеряли инвестдоход на общую сумму 108,4 млрд. рублей.

«Как показали наши проверки, потеря дохода одного человека может достигать 500 тыс. рублей», — отметила аудитор.

Светлана Орлова уверена, что решение проблем пенсионной системы требует комплексного подхода, а «любые изменения в первую очередь должны быть направлены на создание эффективного механизма, гарантирующего гражданам достойный уровень пенсий».

Руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин, будучи одним из идеологов пенсионной реформы, в частности, поднятия пенсионного возраста, в последнее время часто критикует действия власти в этой сфере. Он также не исключает возможность «социального взрыва», если не замедлится рост бедности, за чертой которой сейчас 12,5 млн. человек. При этом одним из важнейших условия для индексации пенсий он считает более высокий темп роста экономики.

«Если не будет экономического роста, нужно будет принимать более жесткие меры. Придется определиться, откуда взять средства на это, заняться перераспределением доходов и расходов федерального бюджета в пользу пенсионной системы или даже потратить на эти цели какую-то часть суверенного фонда», — заявил[2] он.

По мнению Кудрина, пенсия должна быть 40% от зарплаты при выходе на заслуженный отдых. Однако недавние данные Росстата говорят, что зарплаты многих граждан таковы, что 40% превращаются практически в ничто.

В то же время, глава Счетной палаты отмечает, что в некоторых странах уровень пенсионных выплат достигает 70% от зарплаты, но это происходит в случае, когда граждане делают добровольные пенсионные накопления. Напомним, средний размер пенсии в России на 1 января 2019 года, по данным[3] Минтруда, составил 14826 рублей. Правда, в это среднее входят обладатели больших пенсий, например, чиновники, судьи, военнослужащие. Так что у реального пенсионера эта цифра меньше, вот и стоят наши старики у станций метро с ягодами и грибами или просят милостыню. Не то что на лекарства — на еду не хватает.

Почему Счетная палата заговорила о проблемах сейчас, а не год назад, когда менялось пенсионное законодательство?

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин напомнил, когда в свое время Алексей Кудрин выступал за радикальные либеральные реформы, а также за повышение пенсионного возраста.

— Теперь, когда Кудрин пришел на пост главы Счетной палаты, с ним произошла некая метаморфоза. Он сам сказал, что у нас в стране назревает социальный взрыв. С Кудриным можно в чем-то не соглашаться, но он, бесспорно, человек не глупый. Понимает, что надо срочно менять экономическую политику — даже не ради нас с вами, а потому, что рухнет система и тогда ни Кудрину, ни всем остальным не поздоровится, настроения в народе такие.

Сейчас он вынужден признавать, что пенсионная реформа — это крах. Она не дала абсолютно ничего, даже из того, что они хотели. Я даже согласен с этой реформы целями, но они их не достигли.

Сейчас Кудрин выступает «критиком слева». У меня одна надежда: если раньше Кудрин выступал провозвестником политики Путина (Путин тестировал на нем непопулярные меры), то сейчас он выступает провозвестником смены курса (Путин тестирует такую возможность).

Мне кажется, что если левая оппозиция победит на региональных выборах, то думаю, Кудрин будет среди первых, кто потребует существенной корректировки курса. Именно потому, что власть боится за свое существование.

— Кудрин считает, что пенсии должны составлять 40% от зарплаты, но у нас даже по официальным данным зарплаты многих мизерные. Получается, пенсии превращаются в ничто?

— Они все это говорят, но Россия — член Международной организации труда (и Советский Союз был ее членом еще с 30-х годов), а в ее Уставе написано, что пенсия должна быть 60% заработной платы. Это наши международные обязательства! Какие 40?

Сейчас они пытаются говорить, что пенсия составляет 50%, снижая зарплату. А снижается зарплата, следовательно, и средняя пенсия падает.

– В последнее время снова заговорили о необходимости добровольных пенсионных накоплений[4]. Реально ли сегодня обычному россиянину делать такие отчисления?

— Они считают, что средний россиянин в финансовом смысле тупой — кредит неправильно берет и прочее. Но… Вы же не будете копить деньги в валюте, которая все время обесценивается?

Сейчас даже эксперты Минфин говорят, что при определенных условиях за доллар будут давать 100 рублей. И какой же осел будет копить в рублях? Если бы рубль укреплялся… Кстати, у нас был такой период в начале 2000-х, причем без всякого Минфина. И люди держали деньги в национальной валюте!

Кроме того, кто будет доверять государству, которое за последние 20 лет обокрало вас в 1998 году, когда был дефолт, потом два раза пенсионные накопления государство потратило на какие-то цели, может, и благие, но ведь их просто отняли!

Деньги и правительство в любой рыночной экономике держатся на доверии. Отсюда слово «кредит». Кредо — это доверие. Кто будет доверять тому, кто его обворовал ни когда-то 100 лет назад, а буквально сейчас. И плюс тенденция такая, что валюта обесценивается, цены растут, а зарплаты падают уже пятый год. Так что они хотят?