100 лет без матроса Железняка. "Ибо мы устали"

На модерации Отложенный

26 июля исполнилось 100 лет со дня гибели от полученных в бою ран героя гражданской войны, матроса-анархиста Анатолия Железнякова (1895—1919). Человека, который вбил осиновый кол в могилу российского буржуазного парламентаризма, бросив крылатую фразу: «Караул устал!». Произнёс он это, обращаясь к Виктору Чернову, председателю Учредительного собрания — первого в русской истории парламента, избранного на основе, как тогда выражались, «четырёххвостки» — всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. По другим данным, Железняк сказал чуть длиннее:

— Ваша болтовня не нужна трудящимся. Повторяю: караул устал!

Выступая через день уже в советском парламенте, на III Всероссийском съезде Советов, сам Железняков рассказывал: «Мы вошли в зал и потребовали разойтись, ибо мы устали. И эти трусы разбежались! Но если бы потребовалось применить против врагов революции оружие, у нас не дрогнула бы рука. Чтобы защитить власть Советов, мы готовы на всё!.. Мы готовы расстрелять не единицы, а сотни и тысячи, ежели понадобится миллион, то и миллион!».

Так родился этот, как теперь бы сказали, мем.

И мыслил подобным образом тогда отнюдь не один Железняк. Так мыслили трудящиеся России — и красные, и «чёрные» по взглядам. Анархическая газета «Буревестник» в те же январские дни 1918 года публиковала стихи Н. Терукова:

Нам «учредилку» предлагают,

Но мы не верим в этот бред, —

Пусть обездоленные знают,

Что это — смерти силуэт.

Хорошо сказано! «Смерти силуэт»! Золотые слова. Десятилетие работы царской Государственной Думы преподало трудящимся России, в том числе и анархистам, прекрасный классовый урок: кому реально служит буржуазный парламент. И наглядно показало: можно ли что-то отыграть у правящих классов, играя с ними в напёрстки парламентские игры по их же собственным правилам.

Как выяснилось, выиграть ничего нельзя, зато можно проиграться в пух и прах.

Ну, а последние 30 лет нового отечественного буржуазного парламентаризма — ведь он вылупился на свет как раз весной-летом 1989 года — разве не доказали и не показали ровно то же самое со всей наглядностью? Парламентаризм отражает волю народа? Ах, не смешите! Припомним, как год назад народ отнёсся к планам повышения пенсионного возраста? Ну и что, помог ему хвалёный буржуазный парламентаризм отстоять его права и его мнение?..

Все последние 30 лет на просторах бывшего СССР парламентаризм служил одной-единственной цели — хитростью и обманом отыграть у трудящихся всё, потом и кровью завоёванное ими за 74 года советской власти. Во времена, которые ныне считаются отнюдь не «парламентарными». Передать это народное добро на иные, более насущные нужды правящего класса: строительство частных мегаяхт, самолётов, «дворцов принцессы Ольги» для нефтяных и газовых олигархов, шубохранилищ...

Конечно, это не значит, что прямая буржуазная диктатура, фашизм, безо всяких парламентских погремушек, лучше. Но тут аналогия простая: что «лучше», напёрсточник, который с шутками и прибаутками обчистит вас до последней нитки или мрачный разбойник-грабитель, который сделает ровно то же самое, только вначале оглушит ударом дубины по черепу? Мало кто предпочтёт разбойника, все скажут, что напёрсточник «лучше». Но рассчитывать «честно выиграть» что-то в его игру?!.. Помилуйте...

Если трезво взглянуть на настроения трудящихся в нынешней России, то мало какое учреждение вызывает столь язвительное отношение, как Государственная Дума. Почему? «Ибо мы устали», — как справедливо заметил Анатолий Григорьевич более столетия назад. Люди уже вполне готовы согласиться и с ним, и с тем стихотворением, которое приведено выше.

Дело, в общем-то, за малым. Где ты, товарищ матрос Железняк?..