Что такое теория заговора

На модерации Отложенный

18 июля 2018 г. | Автор: Екатерина Зверева

Любое использование материалов допускается только c согласия редакции | © 2018 OYLA Научно-популярное издание

Что бы ни произошло в мире, всегда кто-то виноват. А уж если это «что-то» мирового масштаба, явно не обошлось без заговора. Врачи советуют делать прививки? Они хотят нажиться на продаже вакцины! Человек высадился на Луну? Фальсификация, ясное дело! А всемирная слежка? Мы все в опасности… пока не включим здравый смысл и не начнём мыслить критически.

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №5(33).

Сколько человек участвует в заговоре? Достаточно ли их для осуществления замысла? Какая инфраструктура у проекта?

Есть несколько конспирологических теорий, согласно которым миром управляет некое тайное общество. Например, иллюминаты — изначально так называли оккультно-философские объединения, находившиеся, как правило, в оппозиции к власти. Но сейчас, утверждают конспирологи, это небольшая группа самых богатых людей, которые имеют рычаги влияния на мировых лидеров и контролируют деятельность многих, если не всех, государств.

Нужно, однако, понимать, что тайное мировое господство требует колоссальных ресурсов, налаженной инфраструктуры и лучших специалистов во всех областях. При этом каждый участник должен быть невероятно предан своему делу, чтобы годами молчать о секретной миссии и не помышлять о предательстве. А ведь помимо избранного круга главных злодеев необходим огромный штат сотрудников, которые будут работать с документами, шпионить, настраивать сервера, чинить принтеры, убирать помещения, в конце концов! Руководители же должны быть просто гениями менеджмента, чтобы поддерживать бесперебойную работу организации. Всё это означает, что отбор и подготовка кадров, например, у иллюминатов должны быть организованы не хуже, чем в службе разведки. Любая ошибка грозит не просто скандалом в прессе, но уничтожением секретности.

Кто-то возразит, что в реальной жизни заговоры всё-таки случаются, и будет прав. Например, можно вспомнить многочисленные дворцовые перевороты, но разница слишком очевидна. Дворцовые перевороты совершали маленькие группы единомышленников, которые преследовали конкретную цель и распадались после её достижения (ну, или после раскрытия заговора со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Манхэттенский проект — секретная программа США при поддержке Великобритании и Канады по разработке ядерного оружия во время Второй мировой войны. Участниками проекта были многие выдающиеся учёные, в том числе Энрико Ферми, Нильс Бор, Джон фон Нейман, Ричард Фейнман. В период с 1942 по 1945 год были созданы три атомные бомбы: первую взорвали на тестовом полигоне в штате Нью-Мексико, две другие сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Высокая секретность была обусловлена желанием скрыть разработку ядерного оружия от стран фашистской оси и Советского Союза.

Манхэттенский проект был намного масштабнее: над его осуществлением работали 120 000 человек. Но строители, повара, прачки и даже рядовые учёные-инженеры не знали о главной цели работы. Каждый работник проходил строгую проверку ФБР, входящая и исходящая почта подвергалась цензуре, все вовлечённые лица подписывали соглашение о неразглашении.

Но, несмотря на все меры предосторожности и щедрое финансирование, система работала не идеально. Кое-что о работе Лос-Аламосской лаборатории рассказал, например, Ричард Фейнман в книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Пытаясь обхитрить охрану, он нашёл дыру в заборе сверхсекретного предприятия, которую сделали ленивые рабочие, чтобы сократить дорогу; с лёгкостью открывал замки от ящиков с секретными документами. В официальном отчёте Министерства энергетики США говорится о 1500 расследованных случаях непреднамеренной утечки информации и 1200 случаях нарушений правил работы с секретной документацией.

Что получат заговорщики? Стоит ли результат затраченных усилий? Что заставляет людей десятилетиями хранить «корпоративные» секреты?

Жизнь заговорщиков сложна, сопряжена с риском, лишениями и требует постоянного самоконтроля. Носитель тайного знания не может хвастаться своими достижениями на вечеринках или рассказывать семье, как прошёл день на «работе». Какими же должны быть мотивация и ожидаемая выгода, чтобы человек на всё это пошёл?

Почти 50 лет прошло с момента первой высадки на Луну, но до сих пор никто из вовлечённых в «заговор» не проболтался. Конечно, астронавты и руководители проекта получили за этот «обман» почёт и славу, у них есть повод молчать столько лет: на кону их репутация. Но у рядовых инженеров были причины для откровенности: они в одночасье могли бы стать героями, открывшими людям глаза на «правду».

Ещё менее очевидны привлекательность и польза заговора, участники которого настаивают на шарообразности нашей планеты. Приверженцы учения о плоской Земле считают, что наша планета представляет собой диск, Луна и Солнце вращаются вокруг неё, силы притяжения не существует, а вместо Антарктики вдоль края диска высится ледяная стена. Зачем сильным мира сего скрывать от нас всё это — загадка.

Сколько лет заговор может оставаться тайной? Почему профессионалы не раскрыли его, а кучка любителей смогла? Почему не нашлось ни одного перебежчика?

Конечно, рассуждая о конспирологии, нельзя не упомянуть Эдварда Сноудена и программу по массовому негласному сбору информации PRISM, принятую Агентством национальной безопасности (АНБ) США. На первый взгляд это просто канонический пример заговора: правительственная организация в качестве главного врага и слежка, которой так опасаются многие. Но у этого прецедента есть несколько ключевых отличий от сферической конспирологии в вакууме. Во-первых, проект был секретным всего 6 лет, не так уж долго. Во-вторых, раскрыл его сотрудник АНБ, считавший программу преступлением против мира и человечности, а не посторонние люди.

Действуют ли заговорщики разумно? Есть ли более простой путь получить желаемое?

Самые влиятельные и могущественные люди планеты, способные одурачить остальное население, должны быть чрезвычайно умны и принимать оптимальные решения.

А теперь вспомним пресловутые химиотрассы: якобы правительство распыляет опасные для населения химические вещества из пассажирских самолётов. Но распыление ядов с высоты 9–11 километров — крайне неэффективное и весьма дорогое решение. Хитроумные злодеи придумали бы что-нибудь получше.

Более опасным и, к сожалению, популярным является антипрививочное движение. Его адепты утверждают, что производство и продажа вакцин — чрезвычайно прибыльный бизнес, поэтому врачи в сговоре с фармкомпаниями навязывают нам ненужные и опасные препараты, данные об эффективности которых сфабрикованы. Но зачем коварным медикам колоть лекарства, которые могут ухудшить здоровье и тем самым отпугнуть покупателей? Гораздо проще вводить физраствор или витамины. Никакого вреда, просто плацебо.

Физик из Оксфорда Дэвид Роберт Граймс вывел формулу для расчёта срока существования заговора, исходя из количества вовлечённых в него человек. Для этого он использовал данные об уже раскрытых заговорах, в том числе проекте PRISM. Так, по расчётам Граймса, лунный заговор мог просуществовать только 3,7 года. Климатический — около 27 лет, если в нём участвовали только учёные-климатологи, и меньше четырёх — если все организации, достигшие консенсуса относительно глобального потепления.

Наш мозг приучен искать шаблоны, взаимосвязи. И это качество, называемое апофенией, помогало нашим далёким предкам выживать в полном опасностей мире. Те, кто каждый шорох в кустах принимал за свирепого хищника, имели больше шансов выжить, чем их не склонные к паникёрству и глобальным обобщениям соплеменники. Наш мозг может моментально оценить обстановку и определить угрозу, но достраивает картинку происходящего не всегда верно, из-за чего полезное, в принципе, свойство порой перерастает в необоснованную подозрительность и даже паранойю.

Склонность к подтверждению своей точки зрения приводит к тому, что мы обращаем внимание лишь на те аргументы, которые поддерживают наш тезис, и игнорируем всё, что ему противоречит. Из-за этого конспирологи становятся невосприимчивы к любому влиянию. Например, все доводы против заговора — это часть заговора. Не хватает или не найдены необходимые доказательства? Их уничтожили всемогущие заговорщики.

Теоретикам присуща фундаментальная ошибка атрибуции: действия других они склонны объяснять их внутренними качествами, а не внешними факторами. Они игнорируют или преуменьшают роль случайности; не верят, что люди могут действовать необдуманно или под давлением обстоятельств, а не по злому умыслу.

Но право, не стоит искать злой умысел там, где глупость видна невооружённым глазом.

Источник.