50 лет Аполлону-11: День пятый. Первая пилотируемая посадка на Луну.

На модерации Отложенный

Утром 20 июля астронавты «Аполлона-11» проснулись в 10 часов утра по Гринвичу, на 93 часу полета, их приветствовал оператор связи «черной команды» Глинна Ланни — Рональд Эванс.

Пока экипаж завтракал, в ЦУПе на дежурство готовилась заступать команда Юджина Кранца, а оператору Чарльзу Дьюку выпала историческая роль общаться с астронавтами во время прилунения.

А до этого Рональд Эванс сообщал экипажу последние новости: «В церквях всего мира сегодня молятся за «Аполлон-11»… Президент Никсон и астронавт Фрэнк Борман также помолились вместе в Белом Доме, причем Фрэнк читал тот же отрывок из Книги Бытия, что читал и на «Аполлоне-8»… Экипажу на Луне рекомендуют искать кролика – согласно легенде одна красивая китайская девушка украла таблетку бессмертия и сбежала на Луну в компании крупного китайского кролика…». Но последнюю новость Коллинз отреагировал иронически: «Окей, будем следить, не появится ли кролик с девушкой». Позднее первый китайский луноход получит имя «Юйту» или «Кролик».

Вскоре «Аполлон-11» снова скрылся за Луной, а в ЦУПе окончательно прошла смена дежурных команд. На 95 часу, готовясь к расстыковке, Армстронг и Коллинз начали активацию систем «Орла» и перевели его на собственное электропитание. Оба астронавта уже надели скафандры. Сложенные ранее посадочные опоры были развернуты в рабочее положение. В радиоэфире снова начали звучать собственные позывные обоих модулей. На 99 часу полета Армстронг и Олдрин закрыли люк лунного модуля, а Коллинз также начал подготовку к расстыковке, проверяя состояние замков и устанавливая на место стыковочный агрегат.

На тринадцатом витке вокруг Луны, на 100 часу полета, находясь над обратной стороной, «Колумбия» и «Орел» расстыковались. «Как вы теперь выглядите?» - спросил Чарльз Дьюк. «У «Орла» есть крылья» – ответил Армстронг. Находясь в совместном полете, астронавты сфотографировали корабли друг друга.

Лунный модуль «Орел» после расстыковки

«Ваша леталка неплохо смотрится, ребята, — заметил Коллинз, — несмотря на то, что вы вверх тормашками». «Да, кто-то из нас определенно вверх тормашками» — в тон коллеге ответил Армстронг.

На 100 часу и 39 минуте Коллинз произвел первый маневр отхода, удалившись от «Орла» на 1,3 км. Еще через час, на четырнадцатом витке за Луной Армстронг на тридцать секунд включил маршевый двигатель посадочной ступени, и «Орел» занял орбиту с периселением до 14 км. До Армстронга и Олдрина так низко над Луной летали только Стаффорд и Сернан. Из-за понижения орбиты лунный модуль теперь выходил на связь с ЦУПом быстрее, чем «Колумбия».

Командный модуль «Колумбия» после расстыковки

Вскоре экипаж приступил к первому этапу посадки – следовало погасить орбитальную скорость. «Орел» летел опорами вперед и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли следить за курсом посадки. Армстронг и Олдрин стояли на своих местах в кабине, пристегнувшись к полу ремнями, в герметичных скафандрах. До начала посадки Олдрин включил телекамеру, чтобы снять на видеопленку запись первого прилунения.

На 102 часу и 33 минуте полета двигатель «Орла» был включен на торможение. Армстронг и Олдрин тщательно отслеживали траекторию, следя за появлением внизу знакомых ориентиров на местности. Они сразу отметили, что они появляются примерно на 2-3 секунды раньше графика. Это означало, что точка посадки сместится западнее.

В этот момент «Орел» был развернут на 180° вокруг продольной оси. Иллюминаторы теперь смотрели вверх, Армстронг и Олдрин ненадолго смогли увидеть высоко над собой Землю. Разворот выполнялся для того, чтобы посадочный радар мог захватить лунную поверхность и последующего разворота в вертикальное положение иллюминаторами вперед.

Вскоре после этого, через пять минут после начала посадки астронавты услышали сигнал тревоги. Армстронг посмотрел на приборную панель и доложил в ЦУП о программной ошибке. Олдрин тут же доложил, что компьютер показывает ошибку «1202». Армстронг запросил ЦУП информацию по ошибке, чтобы быстрее принять решение о прерывании посадки или её продолжение. «Орел» находился на высоте около 10 км над поверхностью Луны.

На помощь пришли дежурный специалист ЦУПа по навигации С. Байлз и его коллега Д. Гарман. Им была дана всего минута на решение проблемы – через минуту астронавты должны были дросселировать двигатель, а сделать это при неисправном компьютере было нельзя. Байлз и Гарман доложили, что ошибка «1202» является отладочной и в полете появляться она не должна вообще, поэтому Чарльз Дьюк тут же передал экипажу указание: «Продолжайте!».

А между тем, ошибка «1202» произошла из-за перегруженности памяти компьютера навигационными данными. Когда память оказалась перегружена, бортовая центральная вычислительная машина выполнила перезагрузку, восстановив важные задачи и удалив второстепенные данные из памяти. Причиной ошибки стала неверный режим работы радара, который задал Армстронг всего за три минуты до сигнала тревоги — компьютер переполнялся данными по встрече командного и лунного модулей. Таким образом, посадка была продолжена, а Байлз позднее был награжден Президентской медалью Свободы.

За эту драматичную минуту «Орел» уже начал вставать в вертикальное положение. Ошибка «1202» в дальнейшем появлялась еще несколько раз, но экипаж уже игнорировал её, а в программное обеспечение лунного модуля в следующих миссиях внесли необходимые исправления.

На 102 часу 40 минуте полета тяга двигателя посадочной ступени была сброшена до 55%. Еще через две минуты «Орел» уже был в 1,7 км от поверхности Луны. Бортовой компьютер перешел в режим автоматического управления посадкой, Армстронг и Олдрин вручную могли контролировать ориентацию. Через девять минут после начала посадки Чарльз Дьюк сообщил: «Разрешаю посадку». Подыскивая место для посадки, Армстронг увидел, что прямо по курсу находятся три больших кратера, диаметром от 200 до 300 метров каждый. «Орел» летел к левому из них, который позже назовут Уэст («Западный»). Местность была усеяна небольшими кратерами и камнями. «Много камней» - сообщил Армстронг Дьюку, и принял решение перелететь кратер Уэст. На 102 часу и 41 минуте полета командир взял управление на себя, Олдрин не отвлекаясь, следил за показаниями приборов. Высота над поверхностью в этот момент составляла 150 метров. Армстронг продолжал искать место для посадки, местность лунного моря оказалась не такой ровной, как ожидалось. В этот момент астронавты увидели тень «Орла».

На 102 часу и 42 минуте наступил самый опасный участок посадки, который назывался «Кривой мертвеца». На высоте 75 метров от поверхности у экипажа, в случае аварии посадочного двигателя, уже не осталось бы времени на аварийное отделение и старт взлетной ступени. Отвечая на вопросы журналистов перед полетом, что бы случилось в этом случае, Армстронг ответил кратко: «Мы просто упадем на Луну». И момент был по-настоящему драматичен, так как загорелось предупреждение, что топлива посадочной ступени осталось всего на полторы минуты. Пульс Армстронга в этот момент поднялся до 150 ударов. До поверхности оставалось 30 метров. ЦУП и Олдрин одновременно вели отсчет последних полутора минут. Двигатель уже начал поднимать пыль с поверхности, и Армстронг почти не видел, куда садится. Чарльз Дьюк замолчал, чтобы не мешать ему, лишь один раз нарушив тишину: «60 секунд». Это значило, что у Армстронга осталось не более минуты на завершение посадки или попытку аварийного старта обратно на орбиту. На высоте 20 метров Армстронг наконец увидел сквозь пыль подходящее место, и кроме тени модуля смог увидеть и тени от щупов посадочных опор.

На 102 часу и 45 минуте полета Олдрин сообщил: «Сигнал контакта». Это значило, что один из щупов коснулся поверхности, и на приборной панели зажегся синий индикатор. Армстронг немедленно выключил двигатель. Было 20:17 по Гринвичу или 23:17 по Москве. Отключив двигатели ориентации, Армстронг доложил в ЦУП: «Хьюстон, это База Спокойствия. «Орел» сел». Оператор Чарльз Дьюк, крайне волнуясь ответил: «Понял вас, База Спокойствия. Вы прилунились. Мы тут все уже посинели, но теперь снова можем дышать. Спасибо!».

Одна из фотографий места посадки, сделанная после прилунения

В эти моменты вся Америка ликовала. В Москве об историческом событии тоже сообщили по радио: «Сегодня в 23 час 17 минут и 43 секунд по московскому времени лунная кабина американского космического корабля «Аполлон-11» совершила успешную посадку на поверхность Луны в районе Моря Спокойствия». Советские специалисты и космонавты также следили за посадкой.

© Арсений Котовский для сообщества «Твой сектор космоса», 2019

Содержание цикла статей:

  1. Рождение программы «Аполлон»
  2. Как долететь до Луны?
  3. Семейство «Сатурнов»
  4. Командно-служебный модуль
  5. Лунный модуль
  6. Лунные скафандры
  7. «Аполлоны» учатся летать
  8. Первопроходцы программы «Аполлон»
  9. Лунная программа СССР
  10. Первые люди на Луне
  11. Подготовка к полету на Луну
  12. День первый. Старт и начало полета к Луне.
  13. Второй — четвертый дни полета. Полет к Луне и выход на окололунную орбиту
  14. День пятый. Первая пилотируемая посадка на Луну.