Если ехать из Москвы по Казанской железной дороге, то перед станцией Малаховка на обычном бетонном заборе вдруг возникает совершенно необычное граффити. Не фанатская символика, не "Ося и Киса здесь были". Стихи, просто белые буквы на черном фоне
Если ехать из Москвы по Казанской железной дороге, то перед станцией Малаховка на обычном бетонном заборе вдруг возникает совершенно необычное граффити. Не фанатская символика, не "Ося и Киса здесь были". Стихи, просто белые буквы на черном фоне
"Атака мертвецов" - что это такое? И когда? А речь идет об одном страшном эпизоде I-ой Мировой войны, который произошел в Восточной Пруссии, на территории современной Польши.
Героическая контратака 13-й роты 226-го Землянского полка, предпринятая израненными, умирающими русскими солдатами, "живыми мертвецами", отравленными газами, произошла 6 августа 1915 года.
Русская крепость Осовец (она сохранилась до сих пор и, кстати, является важным военным объектом польской армии, так что даже сейчас на ее территорию пускают только польских граждан) была одним из важнейших форпостов русской обороны на Западном фронте. До границы с Восточной Пруссией - всего 23 км. Год войны крепость защищала Белосток, переправу через Бобр, дорогу на Вильно, Брест и Гродно. Крепость была практически неприступной - там и до сих пор непроходимые болота, недалеко Мазурия, озерный край. Стратегической задачей командования, в случае окружения немцами, было продержаться хотя бы 2 суток, 48 часов. ОСОВЕЦ НЕ МОГЛИ ВЗЯТЬ ПОЛГОДА.
Штурм Осовца начался уже осенью 1914-го, но наскоком, несмотря на атаки целых 40 батальонов ландвера, взять ее не смогли. При первых же атаках немцы понесли серьезные потери, поэтому к крепости начали доставлять артиллерию, в том числе и самые страшные орудия той войны. Сюда, в болота Польши, привезли 4 Больших Берты (осадные орудия 420-мм калибра с 800-килограммовыми снарядами, которые пробивали двухметровые стальные и бетонные перекрытия), десятки других орудий.
25 февраля 1915 года на Осовец обрушился огненный вал. Артобстрел продолжался несколько дней, но крепость не сдавалась. Осовец держался еще полгода, до страшного августа 15-го. Для проведения наступления по всему фронту немцам было необходимо уничтожить этот очаг сопротивления. Здесь собрали 14 батальонов пехоты, несколько десятков тяжелых осадных орудий и, самое страшное, 30 батарей отравляющего газа.
Хлор - ужас и страх ! Мировой войны. Именно тогда было первый раз использовано это оружие массового поражения. Противогазов не было ни у одной воюющей стороны, как противостоять газам, почти не знали.
6 августа 1915 года, дождавшись попутного ветра, на Осовец начали газовую атаку. Три роты Землянского полка, 9, 10 и 11-я, погибли сразу, в 12-ой роте, которая защищала центральный редут, в строю осталось около 40 человек, еще около 60 человек в трех других ротах. Весь гарнизон был поражен хлором, более 1600 человек выбили из строя.
Но этого было мало. Почти сразу же начался артобстрел, по крепости были выпущены и "простые" снаряды, и с хлорпикрином. 14 немецких батальонов перешли в наступление. Они думали, что в живых не осталось никого.
Но случилось невероятное. "Навстречу немцам встали остатки русской пехоты – бойцы «с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки » , выглядевшие как «живые мертвецы».
Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка – чуть больше 60 человек, атаку которой возглавил подпоручик В.К. Котлинский. По сохранившимся свидетельствам участников тех событий, вид контратакующих русских солдат был настолько жутким, что они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на проволочных заграждениях. И завершила дело пришедшая в себя русская артиллерия. К 11 часам Сосненская позиция была очищена от противника, который атаку повторять не стал." (с)
Немцы так и не взяли Осовец! Но в связи с отступлением русской армии из Польши, стратегическая необходимость обороны крепости отпала, 18 августа началась эвакуация. Остатки крепости были взорваны отступавшими российскими войсками.
«Атака мертвецов» 13-й роты не была забыта, именно в тот день, 6 августа родился лозунг "Русские не сдаются"
А в граффити используются строки из стихотворения поэтессы Марии Костынюк
***
Полгода крепость Осовец в осаде.
Сто девяносто дней сплошного ада!
Германцев многочисленной армаде
Твердыню эту взять давно уж надо.
Семнадцать батарей её "утюжат",
Тяжёлых тысячи снарядов рвутся,
Но русские не за награды служат,
За Родину стоят и не сдаются.
И хоть на камне камня уже нету,
Атаки отбивают раз за разом.
И враг решил, что сможет силу эту
Убить зелёным ядовитым газом.
И в тишине, что крепость уж забыла,
Зелёным туча заклубилась хлором,
Надвинулась на крепость и накрыла.
Не выживет ни фауна, ни флора!
Свернулись листья на деревьях. Травы
Чернели и, склоняясь, умирали
И помертвевшие уже дубравы,
С упрёком на убийц своих взирали.
Казалось бы, ну вот она, победа!
Пустынна крепость, та что месяцами
Держалась. Ну а нынче до обеда
Возьмут твердыню голыми руками!
Но встали из руин из тех солдаты,
Все те, кто мог ещё продолжить драку
И пожилые, и совсем ребята
Пошли в последнюю свою атаку.
Обёрнуты тряпьём кровавым лица,
Глаза кровавой жижею сочатся.
Упасть бы умереть, но надо биться
За Русь святую, за неё сражаться!
Разъеденные хлором гимнастёрки
Висят клочками, кожа - лоскутами.
Им смерть уже присела на закорки,
Но в сердце каждого: "Там Русь за нами!"
Ощерившись примкнутыми штыками,
Харкая кровью, шли немым укором,
Выплёвывая лёгкие кусками,
Что напрочь выжжены проклятым хлором!
Не мертвые ещё и не живые,
Над ними ничего уже не властно.
В кровавой пелене, почти слепые,
Уверенные - смерть их не напрасна!
И в ужасе германцы разбежались,
Семь тысяч наступающей пехоты,
От горстки, что остатками являлись
Триннадцатой стрелковой роты!
Сто лет прошло, но помнят ту атаку.
Её "Атакой мертвецов" назвали
И как семь тысяч не вступили в драку,
А в ужасе смертельном убегали!
Этих ребят большевистская мразь предала в Брест-Литовске. Сдала своему работодателю кайзеру Вильгельму.
Комментарии
Шшоб ты знал. Хохолик.
Смотри, Одег, будь осторожнее! Слишком растёт давление, вот-вот взорвёшься!