Художник-певец национал-социалистической революции - Ганс Мьёльнир.

На модерации Отложенный

Ганс Герберт Швайцер (Hans Herbert Schweitzer) родился 25 июля 1901 года в Берлине. Когда юному Гансу только-только исполнилось 13 лет, началась война — тяжёлая, изнурительная война, круто изменившая и судьбу самой Германии, и судьбы очень многих немцев. 

 

После её окончания он провёл пять лет, обучаясь рисованию в стенах берлинской Высшей школы изящных искусств (Staatliche Hochschule für die Bildenden Künste). Уже там он начал активно заниматься политикой. Сомнений в том, какой для себя выбрать путь, у него не было: уже в конце 1918-го и в 1919-ом годах он начинает делать свои первые антилиберальные и  антикоммунистические рисунки. Вообще говоря, учебные заведения Германии были в то время настоящей ареной для столкновения трёх основных политических течений: левых марксистских радикалов, восторженно встретивших переворот в России и захват власти большевиками-интернационалистами, либералов-социалистов и национал-патриотов всех мастей и оттенков — от вполне респектабельных, до крайне правых, люто ненавидевших веймарскую парламентскую республику. 

Ганс Швайцер прошел свой путь по правой части немецкого политического спектра, пока, наконец, не оказался в потсдамском (Берлин) отделении национал-социалистической партии, где 2 февраля 1926 года ему вручили партийный билет за номером 27148 ( это означало, что Швайцер имел впоследствии право на ношение золотого партийного значка). С этого времени Ганс Швайцер стал публиковать свои рисунки под псевдонимом «Mjölnir».

«Мьёльнир» — так в скандинавской мифологии называется разящий молот Тора, бога-громовержца: массивный, с короткой и мощной ручкой, удар которого вызывал гром. Он всегда попадал в цель, и с ним бог Тор был непобедим…

В ноябре того же года в Берлин тихо и незаметно приехал новый руководитель окружной партийной организации — Пауль Йозеф Геббельс, молодой человек, которому только-только исполнилось 29 лет, который, однако, уже успел за несколько лет до этого защитить докторскую диссертацию по философии в Гейдельберге и который, в Берлине, почти никому не был известен. Впрочем, и национал-социалистов на всю многомиллионную столицу было всего около тысячи человек. Штаб-квартира партии на Потсдамской улице ютилась тогда в подвале, все дела были запущены, денег не было...

Амбициозный и талантливый, новый гауляйтер поставил перед собой задачу, многим казавшуюся фантастической: в короткий срок завоевать Берлин, считавшийся в то время «красным». И начал он с того, что внимательно изучил партийные списки и немедленно исключил из партии почти четыреста человек, оставив на весь огромный Берлин — всего шестьсот единомышленников! Но маленький доктор, как его звали товарищи по движению, знал, что делал. В первый день нового 1927 года он изложил свою тактику следующим образом:

"… Мы должны сломать стену безвестности. Пусть наши враги оскорбляют нас, пусть дерутся с нами, пусть порочат и избивают нас, но берлинцы должны говорить и знать о нас. Сейчас нас шестьсот человек. Через шесть лет нас должно быть шестьсот тысяч!.."

Пауль Йозеф приступил к действию немедленно и сразу по нескольким направлениям. Штурмовики, немногочисленные, но задиристые и напористые, не боялись противостоять постоянно устраивавшими против них коммунистами и либералами скандалы и потасовки. Каждое публичное выступление партийных ораторов во главе с самим гауляйтером были тщательно срежиссированы, и смело и умело воплощались в жизнь.

Первая серьезная проба сил состоялась 11 февраля 1927 года на митинге в «Фарус-Зеле» — там обычно выступали исключительно коммунисты. Перед началом митинга все шестьсот берлинских национал-социалистов маршем прошли по Берлину. На самом же митинге произошла жестокая и кровавая потасовка с имеющими численное превосходство коммунистами, а речь гейдельбергского доктора философии была на уровне высочайшего ораторского мастерства.

На другой день репортажи о побоище в «Фарус-Зеле» попали на первые полосы берлинских газет, а ещё через пару дней на столе у Геббельса лежало две с половиной тысячи заявлений о приёме в партию, и ещё с полтысячи берлинцев выражали желание вступить в отряды штурмовиков. Это было начало.

Выдающийся трибун и будущий непревзойденный мастер яркого пропагандистского искусства,  нашел в лице 25-летнего Ганса Швайцера не просто толкового исполнителя своих замыслов, но талантливого и инициативного пропагандиста, работавшего, как говорится, не за страх, а за совесть. Несколько лет спустя в своей брошюре «Сражение за Берлин: начало» («Kampf um Berlin: der Anfang», 1934 год) Пауль Йозеф посвятил молодому художнику немало лестных строк:

"… Мне очень повезло, что уже во время этих подготовительных работ я нашел ряд друзей и товарищей, которые не только с самым большим пониманием отнеслись к моим планам, но также, как оказалось, захотели — в зависимости от своего характера и по мере способностей в той или иной области — действенно дополнить кистью и карандашом то, что я пытался достичь устным и письменным словом.

В этой связи я не могу не упомянуть человека, который с первого дня моей деятельности в Берлине и вплоть до настоящего времени смело и самоотверженно во всем поддерживал меня и который, к тому же, обладает Богом данной ему способностью угадать новые направления для партии и её еще не разъяснённого, а только лишь расплывчато сформулированного, художественного стиля. Я имею в виду нашего художника Мьёльнира, который тогда ещё только-только завершил свою первую серию национал-социалистических боевых плакатов и который был затем, благодаря возрождённой деятельности берлинской организации, вовлечён в водоворот движения, устремившегося вперёд в бешеном темпе.

 

Именно он был вообще тем единственным человеком, кто впервые на своих захватывающих, берущих за душу массовых плакатах создал образ национал-социалистического штурмовика. Каким Мьёльнир изобразил со страстным вдохновением штурмовика, углем и кистью на бумаге и холсте, — таким он и останется навеки в памяти грядущих поколений. Это и в самом деле оказалось новым, ожидаемым нами в смутном предчувствии, страстным художественным стилем молодого движения, которое безо всякого приказа, просто так, величественно и монументально, отыскало свою первую взволнованную и потрясающе выразительную форму…"

На представленной выше фотографии, сделанной в 1936 году на открытии художественной выставки, мы видим Ганса Швайцера (на снимке он справа) и министра новой национал-социалистической Германии -  Пауля Йозефа Геббельса.

Книга «Сражение за Берлин» была проиллюстрирована рисунками именно Мьёльнира, и мы теперь имеем возможность сами их оценить.

 

Berlin voran! Вперёд, Берлин!

 

Der Freiheit eine Gasse! Путь к свободе!

 

 Über Gräber vorwärts. Поверх могил — вперёд!

 

Всего Мьёльнир выполнил шесть подобных рисунков углем, которые были оформлены в виде почтовых открыток. Геббельс так охарактеризовал пропагандистский эффект, который возымели эти рисунки Мьёльнира («Сражение за Берлин»):

"… Несколько недель спустя наш художник Мьёльнир создал свою восхитительный серию о штурмовиках. Шесть открыток, страстных и трогательных. Художественное отражение той кровопролитной борьбы, которую мы вели за столицу рейха. Тогда же появился ставший знаменитым рисунок углем: израненный штурмовик и подпись: «Помните о нас. СА Берлин.» Во всем Движении это произвело эффект удара молнии. Все устремили свои взоры на героическую борьбу берлинского СА. Борьба за столицу рейха в одночасье стала популярной во всей стране. Движение во всем рейхе восприняло ее с самым искренним участием и с замиранием сердца следило за дух захватывающим наступательным маршем партии в Берлине.

«Знамя не упало!» — этот вдохновляющий лозунг с полным правом был на одной из шести боевых открыток. Вопреки террору и преследованиям, мы высоко держали знамя национал-социалистической идеи. Оно прочно и непоколебимо стояло посреди нас, и никогда более — и это было нашим бесповоротным решением — оно не должно было упасть…"

Вот остальные открытки Мьёльнира.

 

Das Banner steht! Знамя не упало!

 

 Denkt an uns. SA Berlin. Помните о нас. СА Берлин

 

Да, Ганс Швайцер не был простым исполнителем замыслов своего выдающегося партийного руководителя. Те лаконичные и хлёсткие лозунги, которые мы видим на его рисунках и которые быстро входили в арсенал немецкой национал-патриотической  пропаганды, действительно принадлежали самому Мьёльниру: и «Berlin voran!», и «Das Banner steht!», и «Denkt an uns», да и другие, которые мы ещё увидим. Мьёльнир в тот период быстро выдвигался в ряды самых известных художников-пропагандистов. О нем писали в берлинских газетах:

"… Этот молодой художник обладает редким талантом не только создавать художественное изображение, но и убедительно, с гениальной виртуозностью, формулировать свои мысли в словах. У него рисунок и слово равным образом рождаются из неповторимой интуиции, и вместе они производят затем такое захватывающее и бунтарское воздействие на массы, против которого с течением времени не может устоять ни друг, ни враг…"

После очередного столкновения с коммунистами, на сей раз на митинге 4 мая 1927 года, деятельность берлинской организации национал-социалистической партии была временно запрещена. Организация была вынуждена перейти в подполье и тогда пришла идея создать свою газету под названием «Der Angriff» — «Атака»

И в создании, и особенно в функционировании этой газеты Мьёльнир принял непосредственное и самое активное участие. 

Когда прусское правительство было вынуждено отменить свой почти годовой запрет — а это случилось 31 марта 1928 года, — то от выборов к выборам количество голосовавших за национал-социалистическую партию неуклонно возрастало, приняв лавинообразный характер. Если на выборах в мае 1928 года в Берлине национал-социалисты собрали всего 50 тысяч голосов, то уже на парламентских выборах в сентябре 1930 года количество их берлинских избирателей возросло в 11 раз, а по всей стране за них отдали голоса почти шесть с половиной миллионов человек.

 

 Вопреки запрету — жива!

 

 Голосуй за список 4

 

 Голосуй за список 9

 

Яркие, талантливые плакаты Мьёльнира сыграли в предвыборной агитации национал-социалистов очень заметную роль.

Вверху справа вы видите два предвыборных плаката Мьёльнира, выполненных им в разные годы. На одном написано «Разнесём их! Голосуй за список номер 9. Национал-социалисты», а на другом — «Покончить с коррупцией! Голосуй за национал-социалистов! Список номер 4» (этот плакат Мьёльнир подготовил в 1929 году к выборам в местный парламент Саксонии).

Надо сказать, что в тогдашней Германии номер предвыборного списка какой-либо партии соответствовал результату, полученному ею на предыдущих аналогичных выборах. «Голосуй за список номер 9»… «Голосуй за список номер 4»… На общенациональные парламентские выборы ноября 1932 года национал-социалистическая партия шла уже по списку номер 1.

В феврале 1932 года приближались уже не просто очередные парламентские, а редкие президентские выборы.

Мьёльнир тогда поработал на славу. Плакат, который вы видите внизу слева, выполнен в будоражаще красной цветовой гамме и адресован избирателям с весьма активной, если можно так выразиться, жизненной позицией. Он сопровождается призывом: «Schluss jetzt! Wählt Hitler!» («Довольно! Голосуй за Гитлера!»). А вот плакат, который рядом с ним, адресован уже совсем иным людям, да и цветовая гамма там совсем другая: приглушённые, неяркие коричневые тона. Надпись гласит: «Unsere letzte Hoffnung: Hitler» («Наша последняя надежда: Гитлер»).

 

 Голосуй за Гитлера!

 

 «Этот иностранец…»

 

 Наша последняя надежда

Взгляните на плакат слева: Мьёльнир использовал в нём контраст чёрное-белое, что как раз и приводило к нужному эффекту.

Пробудись, Германия!

Германия пробуждается!

Следующие две работы Мьёльнира (вверху) объединяют похожие лозунги: «Deutschland, erwache!» и «Deutschland erwacht!». Различаются эти лозунги вроде бы одной буквой, но уже это позволяет чётко разнести их во времени. Первый лозунг — «Пробудись, Германия!», а второй — «Германия пробуждается!». Эти лозунги (они не принадлежат Мьёльниру, а были позаимствованы в одной из ранних поэм Дитриха Эккарта) стали настоящим опознавательным знаком национал-социалистического движения. В сегодняшней, находящейся под либеральной  диктатурой Федеративной Германии, их использование карается в уголовном порядке.

А вот и ещё несколько плакатов Мьёльнира, относящихся, очевидно, к первой половине 30-х годов. Два из них обращены к молодёжи.  Плакат слева имеет надпись: «Heroische Jugend. Kampf und Abenteuer» («Героическая молодёжь. Борьба и приключение»). На другом же плакате — призыв: «Jugend, zu uns!» («К нам, молодёжь!»).

Героическая молодёжь

К нам, молодёжь!

Национал-социализм   -   организованная воля нации

Рядом с ними показан один из самых знаменитых плакатов работы Мьёльнира: «National-Sozialismus — der organisierte Wille der Nation» («Национал-социализм — организованная воля нации»). И вот мы снова видим здесь будоражущую и волнующую черно-красную гамму, и яркие незабываемые персонажи: мужественные и несгибаемые штурмовики. Независимо от других соображений, повязка на голове штурмовика позволяет однозначно утверждать, что этот плакат появился не позднее 1932 года.

Помимо газеты «Angriff», Мьёльнир в разные годы делал рисунки и для многих других печатных изданий национал-социалистов. Взглянем на три его рисунка, опубликованные на обложках нацистского юмористического журнала «Die Brennessel» («Крапива»).

Самый левый рисунок («Brennessel» от 4 ноября 1931 года) озаглавлен просто и со вкусом: «Мы». Стоящий на фоне партийных знамён человек в коричневой рубашке попирает ногами, если судить по тексту плаката, представителей как левых, так и правых партий. Текст гласит: «Правые и левые, у вас устаревшие идеи! Новую эру формирует новый человек!».

Плакат в середине («Brennessel» от 3 февраля 1932 года) посвящён теме: о штурмовиках  -   жертвах развязанного против них коммунистического террора.  Татуировка на бандитской руке изображает контур пятиконечной звезды с надписью внутри неё: «Rot Mord». И сразу же всякий понимает: это лишь лёгкая модификация известного коммунистического призыва «Rot Front» («Рот-фронт»). Изюминка в том, что «Rot Mord» можно перевести примерно как «Красное убийство». 

Обложка «Brennessel» от 4 ноября 1931 года

Обложка «Brennessel» от 3 февраля 1932 года

 

1933 год явился для Ганса Швайцера годом переломным. Его огромные заслуги перед национал-социалистическим движением были к тому времени несомненны, его авторитет был всеми признаваем: в 30-е годы он получает всевозможные должности и звания в области культуры, входит в состав всевозможных комитетов, комиссий и жюри, руководит творческим союзом, становится профессором.

Помощь жертвам войны

Гаранты обороноспособности

Слева вверху вы видите работу Мьёльнира, выполненную им для организации с аббревиатурой NSKOV — NS-Kriegeopferversorgung, то есть национал-социалистической организации помощи жертвам войны, объединявшей инвалидов мировой войны, вдов, сирот и родителей участников войны, а также пострадавших «в борьбе за развитие национал-социализма». Надпись на плакате: «Frontkameradschaft — Lebenskameradschaft» («Фронтовое товарищество — товарищество на всю жизнь»).

На втором плакате тема органической связи национал-социализма не только с 20-ми годами, но и вообще с историей Германии. Плакат этот также относится к числу наиболее известных работ Мьёльнира, и он должен был демонстрировать своеобразную преемственность поколений. Надпись на плакате гласит: «Гаранты обороноспособности Германии».

Другим краеугольным камнем художественной пропаганды была мысль о том, что национал-социализм неразрывно связан с победами, что он подразумевает победу, что победа предопределена национал-социализмом.  Показанный чуть ниже слева плакат изображает традиционного германского орла на фоне  знамён. Надпись на плакате: «Mit unser'n Fahnen ist der Sieg!» («С нашими знаменами — победа!»).

Соседний плакат был выпущен к 30 января 1943 года — десятилетней годовщине прихода национал-социалистического движения к власти,  показывая преемственность поколений, а еще более — преемственность борьбы, когда-то приведшей к победе. Это же утверждает и лозунг на плакате: «30. Januar 1933—1943. Ein Kampf — ein Sieg!» («30 января 1933—1943. Одна борьба — одна победа!»).

С нашими знаменами — победа!

Одна борьба — одна победа!

Победа любой ценой!

После поражения под Сталинградом война для Германии приняла тотальный характер. Пропаганда постепенно переориентируется на мысль о том, что эта война является войной всенародной, войной отечественной. Лозунг о победе приобретает в этих условиях новое звучание.

Последний плакат Мьёльнира из представленных выше — как раз на эту тему. Трубы заводов дымят, танки рвутся вперёд, старик-рабочий целеустремлён и собран, девушка в тылу с надеждой смотрит куда-то в сторону фронта. И надпись на плакате: «Ein Kampf, ein Wille, ein Ziel: Sieg um jeden Preis!» («Одна борьба, одно желание, одна цель: победа любой ценой!»).

На заключительном этапе войны пропагандистский арсенал пополняется ещё одной мыслью: Германия, истекая кровью, в одиночку защищает всю Европу от нашествия объединенных западно-либеральных и большевистских орд. Война для Германии приобретает не только общенациональный характер, но и становится войной за спасение национальной Европы и многовековой европейской цивилизации.

 

 Территория культуры

 

 За свободу и жизнь

На первом плакате -   штурмовик и средневековый германский воин на фоне яркого света, противостоящие  темным вражеским массам. Подпись под рисунком такая: «Der Osten deutsch! Raum der Kultur!» ( «Восточные немецкие земли! Пространство культуры!»).

Последний и самый знаменитый плакат Мьёльнира, «Um Freiheit und Leben» («За свободу и жизнь»), относится к 1945 году. Внизу крупную надпись: «Volkssturm» — народное ополчение. Германия вся, без остатка, отдает свои последние силы в борьбе за свои идеалы и веру …

Ганс Швайцер в том же 1945 году, сам вступил добровольцем в народное ополчение, а после войны три года провел в американских концлагерях. .

Ганс Герберт Швайцер скончался 15 сентября 1980 года на 80-ом году жизни. Но как творческая и поэтичная  личность, он оставил яркий и незабываемый след в истории художественного плакатного искусства.  Дух Мьёльнира не умрет. Он всегда будет жив в несгибаемых людях, стоящих до последнего на стороне правды, в бунтарях, в штурмовиках-борцах против всех мерзостей современного мира. В художниках, выбирающих своим оружием молот пропаганды!