РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ С-400 В ТУРЦИИ

На модерации Отложенный "Триумфы" Путина и ступор Вашингтона


© РИА Новости / Сергей Мальгавко 
Зенитные ракетные комплексы С-400 "Триумф". Архивное фото

Ирина Алкснис

В пятницу утром (по московскому времени) стало известно, что Россия начала поставки зенитно-ракетных комплексов С-400 в Турцию.

На момент написания текста официальные комментарии последовали со стороны Москвы и Анкары и свелись к акцентированию запланированной обыденности события: как договорились, так и действуем.

 

Что касается реакции других заинтересованных сторон, в первую очередь Вашингтона и НАТО, то ее до сих пор нет. Пентагон пообещал обнародовать специальное заявление, но сделано этого не было. Тогда же, в пятницу, американские военные анонсировали брифинг по теме, но его дважды откладывали и в итоге вовсе отменили.

Если вас когда-нибудь интересовало, как выглядит шок целой государственной системы, не способной выдать даже минимальную формально-протокольную реакцию типа выражения глубокого разочарования и безоговорочного неодобрения, то вот это оно.

Англоязычные СМИ по обе стороны океана также как будто вообще не заметили случившегося. Разве что Bloomberg вынесло на первую полосу материал о санкциях, которые планирует ввести Белый дом против Анкары в связи с поставками "Триумфов". Пока же из сколько-нибудь реальных последствий можно назвать только понижение долгосрочного рейтинга Турции рейтинговым агентством Fitch с уровня "BB" до "BB-" с негативным прогнозом.

Причем, если верить источникам Bloomberg, даже в понедельник официальной реакции Вашингтона может не быть — из-за крайне неудачного для американцев момента. Дело в том, что сегодня — третья годовщина попытки военного переворота в Турции, и, как деликатно сформулировало агентство в своей публикации, администрация Трампа хочет "избежать дальнейшего усиления спекуляций, что Соединенные Штаты несут ответственность за восстание, как утверждают лояльные Эрдогану силы".

Надо полагать, что данное обстоятельство будет не раз поминаться как еще один пример беспредельного коварства Кремля, который и тут нашел способ дополнительно унизить Штаты, специально выбрав такую дату начала поставок С-400.

Растерянное игнорирование темы "англосаксами" оказалось компенсировано оживленной реакцией на нее немцев. В германских СМИ фигурируют такие характеристики, как "точка невозврата" и "крупнейшая геостратегическая потеря" — о влиянии произошедшего на отношения Анкары с США и о возможном выходе Турции из НАТО, а также "триумф" и "огромная победа" — об итогах для России и лично Владимира Путина.

Мнение немецких экспертов и журналистов объясняет глубину ступора, в котором оказались Штаты в связи с доведением сделки по С-400 до стадии поставок.

Любые предупреждения, угрозы и даже воплощенные в жизнь меры по наказанию за "неправильные" действия имеют силу ровно до того момента, пока объект приложения соответствующих усилий не принимает сознательное решение: да наплевать.

Пять лет назад Россия оказалась втянута в открытое и жесткое противостояние с Западом, который был абсолютно уверен в своей победе. Тогдашние поступки Кремля многочисленными русистами объяснялись глупыми иллюзиями российского руководства и его непониманием всего масштаба неизбежных последствий, которые гарантированно обрекут страну на социально-экономическую, государственно-политическую и даже военную катастрофу.

Более того, те же специалисты, объясняя теперь, почему Россия все-таки выстояла, зачастую ссылаются на везение, ряд удачных (подразумевается, что случайных) шагов государства и особенности национального менталитета (аkа загадочная русская душа). У них прозрачно прослеживается мысль: да, Москве в очередной раз в истории повезло, но если бы Кремль полностью отдавал себе отчет, с чем ему придется столкнуться, он бы ни за что не ввязался — потому что это было чистым безумием.

Данный момент может показаться малозначительным, но на самом деле он принципиален. Как пять лет назад лейтмотивом было "русские — сумасшедшие маргиналы и обречены", так и по сей день в глобальном информационном поле доминирует "русские — сумасшедшие маргиналы, пусть и везучие, повторять за ними — помешательство".

Причем идущие процессы этому в целом не противоречат. Несмотря на колоссальные перемены последних лет в мире, большая их часть развивается осторожно и постепенно, как бы подразумевая возможность отката на изначальные позиции в любой момент. Это касается и Китая, и Европы, которые все более упорно отстаивают свои интересы в отношениях с США, но на прямую конфронтацию, которая отрезает им пути к отступлению, все-таки не идут. Более того, даже к российской политике данный принцип во многих случаях применим, хотя, казалось бы, наша страна давно уже сожгла за собой все возможные мосты.

Достаточно вспомнить военную операцию в Сирии. Переход от уверенности огромного числа людей, что Россия ввязалась в роковую для себя авантюру, до принятия факта, что Москва выходит победителем из сирийского геополитического узла, занял более двух лет. Да и до сих пор окончательного результата нет, потому что процесс там продолжается и неизвестно еще, насколько затянется. А все потому, что основным принципом российской политики является "есть слона по кусочку".

В истории с С-400 для Турции также не было никакого форсирования: просто ситуация дошла до точки, когда очередным "кусочком слона" стал тот самый, что придал качественно новое содержание геополитическим раскладам — как региональным, так и глобальным. И Анкара его "съела", тем самым изменив целый пласт мировой политики.

Турки дают понять всему миру, что они и не боятся гнева из-за океана, и не верят, что у США есть возможности нанести по-настоящему существенный урон их стране. А ехидное злорадство немецких СМИ, прикрытое не очень убедительной пленкой формальной озабоченности судьбой трансатлантической солидарности, указывает, что они тоже так думают. Есть подозрение, что именно оттуда американцам стоит ждать следующего открытого вызова.

 

Зачем Турции С-400

АНТОН ВЕСЕЛОВ

Как будут делить запасы природного газа в Восточном Средиземноморье?

В Москве и Анкаре официально подтвердили начало поставок в Турцию компонентов ЗРС С-400 «Триумф». Приведение четырёх дивизионов в боевую готовность должно состояться к ноябрю, но всех интересует вопрос – ради чего Эрдоган пошел на небывалое обострение с Соединёнными Штатами и зачем Турции такое оружие? Несколько дней назад президент Эрдоган заявил: «Мы же не зря в это инвестировали! Конечно, у нас будет право использовать это оружие, как мы захотим и когда мы захотим. Это система противовоздушной обороны. Если кто-то атакует нас с неба, мы ее активируем».

 

Радиус действия ракет комплекса «Триумф» позволяет охватывать обширные районы.

Согласно первичной информации, четыре дивизиона С-400 планируется дислоцировать вдоль границы с Сирией. Однако дело не в Сирии. Да, у Анкары сейчас напряжённые отношения с Дамаском, у Турции есть свои интересы в Сирии (обеспечение безопасности границ в районах, населённых курдами), но у курдов нет ВВС, а нападение ВВС Сирии на Турцию представить невозможно.

Между тем у Турции немало иных проблем, чреватых угрозами с воздуха. Отношения между Грецией и Турцией никогда не были дружественными, а в условиях отсутствия демаркации морских границ и многочисленных взаимных территориальных претензий в Эгейском море тлеющий конфликт неоднократно перерастал в конфронтацию с воздушными боями, сбитыми самолётами и вертолётами. Обе стороны регулярно обвиняют друг друга в нарушении своего воздушного пространства, и число нарушений ежегодно исчисляется сотнями.

В попытке урегулировать спорные моменты Эрдоган в декабре 2017 года посетил Грецию – это был первый визит президента Турции за 65 лет! Однако в Афинах встретили его прохладно и дали понять, что никакого «обновления» Лозаннского мирного договора (1923 г.) быть не может и говорить вообще не о чем. Интересной была реакция греческой прессы – там предложили закрыть Эрдогану въезд в Грецию. В итоге стороны вернулись к привычном обмену заявлениями, которые даже отдалённо не напоминают диалог. В феврале 2018 года советник президента Турции Йигит Булут в прямом эфире турецкого телевидения заявил: «Мы переломаем руки и ноги любому греческому офицеру, премьер-министру или министру, который осмелится ступить на острова Кардак». В Греции эти необитаемые острова считают своими, а министр обороны Панос Каменос назвал турецкого президента безумцем.

Эгейским морем проблемы не ограничиваются. В период 2003-2010 гг. Республика Кипр (РК) заключила договоры о проведении морской границы с Ливаном, Египтом и Израилем. Турция отказалась признавать эти соглашения, тем более что Анкара и Республику Кипр до сих пор не признает. Ситуация обострилась, когда в 2010-2015 годах близ кипрского шельфа были открыты месторождения природного газа с запасами до 3,45 трлн куб. м. Только газовое месторождение Афродита у берегов РК обладает ресурсным потенциалом в 230 млрд кубометров; рядом располагаются не менее крупные израильские месторождения Левиафан, Тамар, гигантское египетское месторождение Зохр (850 млрд куб. м). Заметим, что добыча газа в самой Турции в 2017 году не превышала 350 млн куб. м при потреблении 53 млрд куб. м.

Анкара с 2011 года заявляла, что делёж Восточного Средиземноморья без учёта её претензий и мнения турецкой общины Кипра противоречит международному праву, однако в декабре 2013 г. РК и Египет подписали соглашение о разграничении исключительных экономических зон, затем о строительстве трубопровода между месторождением Афродита и египетскими заводами по сжижению газа, откуда это сырьё планируется начать в 2022 году экспортировать, в том числе в Европу.

На переговорах летом 2017 года между греческой и турецкой общинами Кипра проблема добычи углеводородов была одним из краеугольных вопросов, но к согласию стороны не пришли. Когда сложился консорциум Израиля, Греции и РК, а интерес к проекту проявили Total, Eni и ExxonMobil, Турция решила явочным порядком застолбить за собой некоторые участки газовых месторождений, статус которых трудно установить в силу неурегулированности кипрской проблемы. При этом Анкара угрожала защитить свои интересы силой.

В феврале 2018 года турецкие военные корабли заставили буровое судно Saipem 12000итальянского нефтегазового гиганта Eni покинуть прибрежные воды Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). К июлю 2019 года Турция направила на шельф РК два буровых судна («Фатих» и «Явуз»), которые приступили к разведывательному бурению. При этом в Анкаре заявили, что данная зона является продолжением континентального шельфа Турции и не может считаться чьим-либо лицензионным районом. Турция потребовала, чтобы все энергетические проекты в этом районе согласовывались с ней, однако Еврокомиссия предостерегла Анкару от посягательства на «кипрский газ». В поддержку РК выступили и США.

Сотрудничество Греции и Израиля не ограничивается участием в упомянутом консорциуме. Страны уже несколько лет проводят совместные учения ВМС, ВВС и ПВО, причем последние прошли в октябре-ноябре 2018 года. По сообщениям СМИ, израильтяне неоднократно проявляли повышенный интерес к тактико-техническим характеристикам ЗРК С-300ПМУ-1 российского производства, имеющихся на вооружении ВС Греции. После того как Россия поставила такие комплексы Сирии, Израиль неизменно наращивал усилия по получению доступа к их ТТХ, и бывший первый заместитель министра обороны Костас Исихос не исключил передачу Афинами Израилю «чувствительной информации». По его словам, между Израилем и Грецией заключено более 50 соглашений в области военного сотрудничества. Большая часть этих соглашений не прошла ратификацию парламентом Греции.

Одновременно Греция с подачи США начала масштабную модернизацию боевого потенциала своих ВВС. 18 октября 2017 года президент Д. Трамп принял в Вашингтонепремьера А. Ципраса и объявил, что заключён контракт на модернизацию 123 греческих истребителей F-16C/D до уровня F-16V. Д. Трамп подчеркнул, что соглашение на сумму около 2,4 млрд. долларов не только укрепит греческие ВВС, но создаст тысячи рабочих мест для американцев. Такая информация не могла остаться незамеченной, и турецкая сторона форсировала достижение соглашения о закупке четырёх дивизионов ЗРС-400 – документы были подписаны 29 декабря 2017 года в Анкаре. При сопоставимой стоимости двух соглашений поступление на вооружение ПВО Турции комплексов С-400 «Триумф» делает бессмысленной всю программу модернизации ВВС Греции.

В Афинах попытались отыграть назад, но американцы ведут бизнес без сантиментов, и ссылки на отсутствие у греков денег не помогли. 25 декабря 2018 года был подписан контракт, согласно которому США согласились на сокращение числа модернизируемых машин до 84 и уменьшение ежегодных выплат до 150 млн евро (вместо первоначально оговоренных 250 млн), но с продлением сроков поставок. Завершением контракта объявлен 2028 год – к тому времени эти машины безнадёжно устареют, и потребуется новая модернизация. А в Вашингтоне, Брюсселе и в Афинах утвердятся у власти новые люди, однако хочется надеяться, что не придётся знакомиться с оценкой эффективности боевой авиации и комплексов ПВО из горячих информационных сводок.

На фото: Выгрузка элементов зенитной ракетной системы С-400 на авиабазе Мюртед, 12 июля 2019 г., источник: Министерство обороны Турции.