Лихие 90-е в Израиле

На модерации Отложенный

Фермер на юге Израиля пострадал, потому что отказался платить за «крышу»: бандиты сожгли 144 катушки со шлангами для полива. Ущерб от поджога составил 650 тысяч шекелей. Поджог стал второй акцией устрашения — в прошлом месяце преступники повредили аппаратуру для контроля температуры и полива на 100 тысяч шекелей.

 


Кажется, еще Бен-Гурион удивлялся: как только евреи получили свое государство, среди них появились собственные бандиты и проститутки. Что, в общем, неудивительно. Евреи, живя в диаспорах по разным странам, всегда составляли элиту местного общества и гордились тем, что отличаются от соседей в лучшую сторону. Но как только соседями стали такие же евреи, как и они сами, вступили в силу безжалостные законы социального дарвинизма.

Я напрочь лишен антисемитизма, мои друзья-евреи не дадут соврать. Я лишь отмечаю, что жизнь по законам мелких общин, раскиданных по разным странам, принципиально отличается от жизни по законам государства. Израильскому обществу сегодня присущи те же пороки, что и другим суверенным державам — организованная преступность, разнузданная коррупция, подозрительность к чужакам. Например, своих сограждан-арабов не пускают на высокие должности в армии или, тем более, в разведке, как однажды нам поведал израильский раввин Михаил Финкель. Ничего не напоминает?

Любое суверенное государство защищает себя, часто попирая права человека. И Израиль в 1948 году, когда был создан, стал невольно исповедовать те же принципы. А евреи, собравшись вместе для строительства собственной независимой державы, стали болеть теми же пороками, которые раньше осуждали. Да и сейчас осуждают, если послушать яркие выступления Виктора Шендеровича и других его соплеменников — борцов с «путинским режимом». По их мнению, российская коррупция — уникальное явление, выходящее за рамки цивилизованного мира.

Это вовсе не так.

Месяц назад была осуждена за мелкую коррупцию на пять лет условно жена действующего премьер-министра. А обвинение ей было предъявлено в июне 2018 года. Однако глава семейства выставил свою кандидатуру в апреле на выборах в Кнессет, его партия опять набрала большинство, и Беньямин Нетаньяху вновь стал председателем Кабмина.



Об израильской коррупции ходят легенды, но она и впрямь иногда отличается от российской. Например, хорошо известна история одного из членов правительства — Арье Дери. Он стал в 1988 году министром внутренних дел, попался на крупной взятке и был осужден. Что не помешало ему в 2016 году опять занять ту же должность. Такие карьерные реинкарнации в России, согласитесь, просто немыслимы. 

Сравнительно недавно был арестован бывший депутат Кнессета от партии «Ликуд», а ныне владелец собственной строительной фирмы Михаэль Горловский. Его подозревают в получении 8 млн долларов взятки от Национальной дорожной компании. Главная улика — блокнот одного аккуратного взяточника, который скрупулезно записывал все свои траты: когда, кому и сколько. Мелькают суммы в полторы тысячи долларов, в две, в три, фамилии десятков чиновников разного уровня. «Коррупция становится визитной карточкой правительства Израиля», — признает местная пресса. 

В конце 2014 года была выявлена ловкая коррупционная схема в министерстве внутренних дел и минсельхозе: государственные средства передавались в неправительственные фонды, а потом распределялись среди госчиновников. Пилились, если по-нашему. В деле замешана замглавы МВД Фаина Киршенбаум и бывший министр туризма Стас Мисежников. В деле фигурируют десятки человек, следствие продолжается.

Не сомневайтесь, в Стране Обетованной хорошо знают, что такое откат — не хуже, чем у нас.

В общем, новость о том, что какие-то бандиты наехали на фермера, требуя платить им дань, меня совсем не удивляет. Израиль — нормальное государство и живут в нем нормальные люди, большинство — патриоты своей страны, как мы — своей. И мне нравится, что между нашими странами складываются доверительно-деловые отношения, а между лидерами — даже дружеские. 

Но и преступники там живут, конечно, тоже. Как и везде.