Счастье по-американски

На модерации Отложенный

Юрий Мухин

Моя тема.

Увидел в интернете несколько работ о попытках понять, что же такое счастье. И решил обратить внимание моих читателей на этот вопрос.

И серию статей об этом хочу начать с обсуждения поражающей размахом работы американских исследователей, рассказ о которой висит в Интернете под заголовком «Счастье: исследование длинною в жизнь». Собственно, это пересказ выступления психиатра Роберта Уолдингера - четвёртого руководителя уникального исследования удовлетворенности американцев своей жизнью – исследования того, что именно нужно американцам для счастья.

Методика этого исследования была такой. С 1938 года под контролем исследователей из Гарварда встали две группы мужчин – в первой (группе «благополучных мужчин») начали наблюдать за студентами второго курса Гарвардского университета, большинство из которых, кстати, потом участвовали во Второй мировой войне. А во второй группе («неблагополучной»), начали наблюдать за юношами, жившими тогда на окраине Бостона в съёмных многоквартирных домах без водопровода. Всего наблюдение началось за 724 молодыми людьми, и длится это исследование уже 75 лет!

В начале проекта все юноши прошли собеседования и медосмотры, исследователи приходили к ним домой и говорили с их родителями. И после этого, каждые два года исследователи предлагали участникам заполнить очередную анкету с вопросами о счастье их жизни. Понятно, что, став взрослыми, каждый подопытный участник прожил собственную жизнь. Одни стали рабочими и адвокатами, другие строителями и врачами, а один стал даже Президентом Соединённых Штатов (со слов Роберта Уолдингера). Некоторые поднялись по социальной лестнице до самого верха, а другие скатились вниз.

Но сначала давайте зададим банальный вопрос себе: что, по вашему мнению делает человека счастливым? Богатство и известность? Ведь во всём мире в стандарты счастья входят именно эти достижения. И даже если вы так не считаете, тем не менее, в борьбе за некое счастье, скорее всего, продолжаете жить в соответствии с этими стандартами: боретесь за карьеру, требуете повышения зарплаты или увеличения доходов, стремитесь стать заметнее и популярнее. И потом, ведь и опросы общественного мнения во всех странах мира, казалось бы, подтверждает этот стандарт, но тут всё дело в том, какие именно вопросы учёные задают опрашиваемым, - будут спрашивать о карьере, будут отвечать о карьере.

Так вот, американские исследователи в этом 75-летнем исследовании, скорее всего, от этих стандартов не далеко ушли, но, тем не менее, выводы получили в чём-то даже неожиданные.

Роберт Уолдингер рассказывает об этих выводах так:

«Истина о том, что хорошие, близкие отношения способствуют нашему хорошему самочувствию, стара как мир. Почему же её так сложно усвоить и так просто ею пренебречь? Да потому, что мы — люди. Мы предпочитаем сиюминутные решения, нам бы получить что-то, от чего жизнь наша станет лучше и такой и останется. А у отношений нет гарантий, они сложны, запутаны и требуют постоянных усилий, отдачи семье и друзьям. В этом нет блеска и гламура. И нет конца. Это работа всей жизни. В нашем 75-летнем исследовании самыми счастливыми участниками на пенсии были люди, которые активно делали из коллег по работе товарищей по играм. Так же, как и поколение Миллениума в том недавнем опросе, многие из наших мужчин, вступая во взрослую жизнь, искренне верили, что богатство, слава и великие достижения — это то, что им нужно для полноценной и счастливой жизни. Но снова и снова на протяжении 75 лет наши исследования подтверждали, что лучше жили те люди, которые сделали ставку на отношения в семье, с друзьями, с единомышленниками».

Сложно понять, по каким показателям оценивалось это «лучше жили», тем не менее, будем считать, что исследователи достаточно точно определили этот критерий.

И нельзя гарантировать, что итоговые данные не подогнаны под результаты, необходимые для пропаганды американского образа жизни – не имеют целью убедить американцев, что «не в деньгах счастье». Но, опять-таки, отвергнем и это сомнение и будем считать, что выводы исследователей объективны и не вызваны требованиями пропаганды.

Но тогда итоговый вывод о том, что в США в среде белых американцев счастлив не тот, у кого много денег, а счастлив тот, кого искренне ценят и любят в обществе (большом или малом – это второй вопрос), согласитесь, достаточно оригинален. (Я так уверенно отношу выводы только к белому населению потому, что 1938 году мало, кого интересовало счастье чёрного населения, да и в Гарварде вряд ли училось много негров).

Этот вывод коррелируется с моим видением целей природы – люди должны жить ради общих интересов. Ну так ведь и уважение общества ты заслужишь, если живёшь ради общих интересов, посему естественно, что природа награждает людей, живущих ради общих интересов, чувством, которое сами люди воспринимают, как счастье. Таким образом вы можете и не верить, что счастье не в деньгах, но и моя теория, и выводы американских исследователей утверждают, что это так.

Причём, как я понял, у этих американских исследователей речь идёт не о «счастье» ленивых дебилов, которые просто ни на что не способны и посему утешают себя мыслью, что бедность – не порок, и что они тоже счастливы «по-своему». Нет, речь идёт о деятельных людях.

Но я считаю, что в данном случае американские исследователи провели (и ведут) данную работу на недостаточно научном уровне. Дело в том, что белые американцы, послужившие предметом исследования, наверняка были христианами в своём большинстве, и среди этого большинства должно было быть приличное число реально верующих. И учёным просто необходимо было задавать верующим вопросы и о том, считают ли они счастьем свою готовность к встрече с богом? Считают ли они счастьем реализацию цели своей жизни? Без этого вопроса вся работа сильно обесценивается.

Образный пример. Вот рыболов-любитель, весь день просидел на берегу пруда с удочкой и ничего не поймал. Но на вопрос о том, счастлив ли он от того, как провёл день, рыболов ответит, скорее всего, что счастлив, поскольку целый день «общался с природой». Но общаться с природой он мог и без того, чтобы целый день купать червяков в пруду, и ему, имеющему целью ловлю рыбы, не годится на вопрос о счастье отвечать только про природу.

Так и в случае с этим исследованием. Если речь идёт о фанатиках, свято верующих, что для них со смертью тела всё закончится, то для таких, счастьем будет и создание «из коллег по работе товарищей по играм». Как говорится, на безрыбье и рак – рыба. Но если речь идёт о христианах, то как можно вести с ними разговор о счастье без вопроса о том, счастливы ли они от того, что сумели достичь цели своей жизни – сумели достичь надежды на то, что после смерти встретятся с богом, а не с дьяволом?

Это исследовательский дефект, но в целом результаты исследования интересны. Согласитесь, что в мире, в котором толпы дебилов видят счастье только о деньгах, а многие тратят и жизнь на обладание большими деньгами, заявить, что умудрённые жизнью американцы считают счастьем уважение общества, - это оригинально.

Но это, во-первых, американцы, во-вторых, старые люди, чуть ли не прадеды сегодняшним жителям США.

Поэтому в следующей статье я продолжу тему, исходя из современных реалий России.