НАКАНУНЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕПРЕССИИ: НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
На модерации
Отложенный
Михаил Делягин ЭКОНОМИСТ
В последний год в России популярно стихотворение Мао Цзэдуна, которое в русском переводе звучит так:
«Надвигается ливень в горах,
И весь терем продувается ветром»
https://youtu.be/0FnSeNEPeBw
Это связано с тем, что мы входим в новую эпоху – эпоху уже начавшегося распада глобальных рынков на макрорегионы с предстоящим срывом мировой экономики в Глобальную депрессию. Это закономерное, объективно обусловленное следствие глобализации – подобно тому, как углубление интеграции в конце XIX – начале ХХ веков превысило управленческие возможности человечества и привело к дезинтегации в виде Первой мировой войны, а углубление спекулятивной интеграции в 20-е годы привело к Великой депрессии.
И нам придется очень сильно, очень многое, очень быстро и совершенно неожиданно для себя менять в привычном нам образе действий, потому что даже медленные сегодня процессы пойдут вскачь.
При анализе современной ситуации необходимо учитывать структуру глобальных противоречий, которые нам с вами вместе придется разбирать и использовать, потому что, кроме нас, больше марксистов в мире почти не осталось, и познавать этот мир, строго говоря, кроме нас почти некому. Кстати, марксистскую теорию о противоречиях разработал именно Мао Цзэдун.
Сегодняшнее основное противоречие – это противоречие между сокращающимся под влиянием прогресса технологий кругом людей (и обществ), способных реализовать свои мечты и обеспечить себе достойный уровень жизни, с одной стороны, и растущим кругом «лишних» людей (и обществ), обрекаемых рынком на уничтожение, с другой.
Движущее мировую историю в настоящее время противоречие – это противоречие между глобальным характером экономики и информации и национальным в основном характере управления. Его частные, но очень важные проявления – это противоречия между глобальным управляющим классом и государствами; между глобальным финансовым и тяготеющим к союзу с государствами производительным капиталами; между развитыми и лишенными глобальной конкуренцией возможностей развития обществами.
Противоречие, которое станет движущим в уже обозримом будущем – это противоречие между общественным характером информации и господством частной собственности на средства производства. Главный ресурс настоящего и будущего – информация – отрицает частную собственность, не поддается ей, и провал всех попыток пленить, запереть, законсервировать, скрыть от человечества информацию, предпринимаемые, в частности, в рамках института так называемой интеллектуальной собственности, убедительно подтверждает этот тезис.
Второстепенными в настоящее время являются следующие противоречия:
- между природой человека, превращенного всей его эволюцией в инструмент преобразования окружающего мира, и противоестественной для нас функцией преобразования собственного сознания, которую информационные технологии сделали его основным занятием);
- между монополиями (в том числе между самими монополиями) и остальными субъектами экономики;
- между Западом и Китаем (в том числе проявляется внутри глобального управляющего класса), а также ряд других.
Крайне существенно, что эта традиционная структура глобальных противоречий дополняется принципиально новым, наиболее перспективным с политической точки зрения противоречием: между владельцами капитала и владельцами социальных платформ, позволяющих управлять человеческим поведением непосредственно, без использования денег.
Деньги, таким образом, теряют значение, уступая его технологиям, превращаются в рудимент, пережиток, – однако человечество еще не создало действенных нерыночных инструментов самосовершенствования.
Китайский опыт социального кредита при всех своих дерзости и великолепии таит в себе опасность: он ориентирован на воспитание такого прекрасного качества, как добропорядочность, – однако создание принципиально нового подразумевает нарушение правил, то есть не-добропорядочное поведение.
Стратегии США, России и Китая, при всем их различии, до 2017 года заключались в максимальном оттягивании срыва в Глобальную депрессию: США поддерживали целостность глобальных рынков «экспортом хаоса» (который загонял капиталы всего мира в основу системы этих рынков – США), Россия прилагала все усилия для поддержания международного права, а Китай оседлал глобализацию и поставил ее себе на службу, что нашло высшее выражение в стратегии Си Цзиньпиня «Один пояс – один путь».
США начали отказываться от этой стратегии еще при Обаме (TTP и TTIP вырывали из глобальных рынков абсурдно преувеличенный американский макрорегион), но Трамп окончательно зафиксировал переход США от поддержания глобальных рынков к их разрушению. Не в силу личных качеств или личных решений: США осознали, что не могут более противодействовать объективной тенденции распада и сейчас форсируют его, чтобы срыв в Глобальную депрессию происходил под их управлением и в их интересах.
Именно поэтому они, хоть и непоследовательно, и с отступлениями, но предъявляют к Китаю заведомо невыполнимые требования, являющиеся, по сути, требованиями отказаться от его общественного строя. Это логично: так как китайский социализм побеждает империализм в конкурентной борьбе по его же собственным правилам, США требуют отказа от социализма для снижения конкурентоспособности Китая, чтобы США могли победить его, не отказываясь от своего проигрывающего конкуренцию капиталистического строя.
Это означает, что Китай вступает – здесь и сейчас – во второй этап своего развития. Первый, связанный с головокружительными успехами, с невиданным в истории человечества прогрессом начался 40 лет назад, в 1979 году.
Это было развитие, ориентированное в значительной степени на рынки США и Евросоюза. С начала нулевых годов взят курс на снижение зависимости от внешних рынков, на переориентацию на внутренний рынок. На этом пути достигнуты существенные успехи, доля экспорта в ВВП снижена с максимума в 36% в 2006 до 19% в 2017-2018 годах.
Однако внутренний рынок в целом приносит меньшую рентабельность, чем экспорт, – и, соответственно, развитие с опорой на него связано с меньшими возможностями.
И это является основным и драматическим вызовом второго этапа развития, в который вступает Китай, – развития уже не с опорой на возможности США, а в прямом противоборстве с ними.
Это качественный перелом! Его значение невозможно переоценить.
Для защиты своих интересов Китаю придется создавать собственную валютную зону, в которой юань будет резервной валютой, не зависящей от доллара. Это страшно, это исключительно болезненно и невероятно трудно, но обеспечить суверенитет в условиях системной агрессии со стороны США без этого не удастся.
Если Россия останется в долларовой зоне, США запретят ей сотрудничество с Китаем, угрожая блокировать банковские расчеты. Следовательно, руководству России предстоит либо начать создавать собственный макрорегион и собственную валютную зону, – но после отказа от Украины наши экономические возможности недостаточны для этого, – либо договариваться с Китаем о создании совместного макрорегиона и совместной валютной зоны. К сожалению, осознание этой неизбежности пока отсутствует.
Сотрудничество России и Китая носит взаимодополняющий характер и объективно, вне зависимости от желания сторон создает новый макрорегион, по своему потенциалу превышающий потенциал макрорегиона США.
Именно поэтому после Петербургского экономического форума, на котором возникло ощущение начала создания такого макрорегиона, Россия и Китай попали под удары политических провокаций (дело Голунова и волнения в Гонконге).
С другой стороны, именно поэтому Евросоюз начал переговоры с Россией о снижении доли доллара в оплате российского экспорта, а президент Макрон захотел встречаться с Путиным: Европа не самостоятельна и не имеет приемлемого места в американской картине мира и потому начинает тяготеть к формированию евроазиатского региона (прерванному государственным переворотом на Украине в 2014 году).
Поскольку Китай обгоняет США почти во всех сферах, кроме военной, локальное военное столкновение между ними (скорее всего, в Южно-Китайском море) представляется при сохранении сегодняшних тенденций весьма вероятным.
В 2021 году истекает действующий договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве России и Китая. Он может быть автоматически и без изменений пролонгирован на пять лет, как это и предусмотрено в нем, – но в силу серьезности изменения ситуации в мире можно подумать о том, чтобы, несмотря на нашу традицию, доработать его до уровня договора о стратегическом союзе.
В любом случае нам надо нацелиться на действия по перелому сложившихся тенденций в глобальном масштабе, а также на четкое определение обязательств каждой из сторон в случае военной, компьютерной, экономической, климатической, информационной или иной агрессии против нас обоих или против одного из нас. Вероятно, стоит учесть и то, что подобная агрессия может исходить и от не связанной (как формально, так и реально) с тем или иным государством силы.
Надо понимать, что все силы Запада во всей их мощи и разнообразии брошены сейчас на то, чтобы поссорить нас или хотя бы посеять среди нас недоверие друг к другу. Все силы Запада! – и это не преувеличение.
Сотрудничество России и Китая, помимо достижения общей выгоды, должно преследовать решение двух глобальных задач:
- тактической – максимальное оттягивание срыва мира в Глобальную депрессию (в конце концов, как сказал Черчилль, большинство войн удалось избежать, просто отложив их);
- стратегической – обеспечение максимально комфортного для себя срыва в Глобальную депрессию и превращения ее в инструмент расширения своего влияния в мире.
Если Глобальную депрессию не удастся отодвинуть и, в конечном итоге, преодолеть, Россия и Китай должны совместно овладеть ее энергией так же, как Китай овладел энергией глобализации.
А для этого нам надо придать российско-китайскому экспертному, аналитическому и научному сотрудничеству многоуровневый, многоотраслевой и всепроникающий постоянный характер.
Выступление на международной научной конференции в Китайской академии общественных наук (КАОН), посвященной 70-летию установления дипломатических отношений между КНР и РФ (СССР), Пекин, 6 июля 2019 года.
Подробно затронутые проблемы разобраны в моей книге "Конец эпохи: осторожно, двери ОТКРЫВАЮТСЯ!" том 1 "Общая теория глобализации". В бумажном виде ее можно купить здесь: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/21807-mdelyagin-konets-epokhi-ostorozhno-dveri-otkryvautsy?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD
В электронном виде покупайте эту книгу здесь: http://worldcrisis.ru/crisis/delyagin_book
"Праздничный ад свободы" (художественное осмысление проблематики глобализации в ярком букете остросюжетных жанров от фантастики и бурлеска до поэзии) - здесь: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/19060-prazdnichnyy-ad-svobody?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD
Остальные книги М.Г.Делягина здесь: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/index.php?route=product/search&search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD
https://aurora.network/forum/topic/69429-nakanune-global-noy-depressii-novoe-znachenie-sotrudnichestva-rossii-i-kitaja
Комментарии