Расследование Голунова и аресты в ФСБ

На модерации Отложенный

«Ту самую» статью Ивана Голунова о похоронном бизнесе прочитали больше миллиона человек. Какими будут последствия?

Эта неделя началась публикацией «того самого» расследования спецкора «Медузы» Ивана Голунова о похоронном бизнесе, заканчивается беспрецедентными арестами сотрудников спецотрядов «Альфа» и «Вымпел» по делу о разбойном нападении. Не обошлось и без новых крупных уголовных дел — для них мы в итоговой рассылке теперь завели отдельную рубрику. Конечно, прямой связи между расследованием Голунова и пятничными арестами нет. Но последствия у них могут оказаться похожими.

Статью Ивана Голунова о московском похоронном бизнесе и его связи с ФСБ в этот понедельник опубликовали 30 российских СМИ и прочитали больше 1 млн людей. Само расследование — настоящая энциклопедия русской жизни: полулегальным бизнесом на людском горе управляют сомнительные бизнесмены, владельцы автомобилей за 20 млн рублей и клубов для золотой молодежи, а за ними стоят боссы ФСБ. Но сразу возникает вопрос, который мучит любого российского журналиста, занимающегося расследованиями: и что дальше? Дмитрий Песков сегодня сказал, что статью прочитали в Кремле, но проверять ее должна сама ФСБ, о которой и говорится в расследовании.

Но практика, как ни странно, показывает: последствия будут. В последние годы мы столкнулись с парадоксом, странным только на первый взгляд: чем больше места спецслужбы занимают в российской жизни, тем больше конкретной информации мы о них узнаем. Например, само по себе глубокое проникновение ФСБ в российский бизнес всегда воспринималось как само собой разумеющееся, но только недавно это всеобщее знание стало обретать конкретные имена, должности и обстоятельства.

  • После задержания полковника ФСБ Кирилла Черкалина, которого сдалэкс-владелец банка «Югра» Алексей Хотин, мы узнали много нового о том, как банковское управление «К» крышевало недобросовестные банки. Это заставляет совсем по-другому читать главу из расследования Голунова о том, как друзья и родственники фактического руководителя ГБУ «Ритуал» Валериана Мазараки в начале 2010-х работали в нескольких отмывочных банках.

  • Из дела о госизмене замначальника Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова и его коллег мы узнали, как спецслужба вербует хакеров, попавшихся на криминальных взломах, — и в их дальнейшей работе, уже в погонах офицера ФСБ, коммерческие взломы трудно отличить от заданий государства.

  • Наконец, про конкурирующую спецслужбу, ГРУ, за последние три года мы узнали больше, чем за все предыдущие 30 лет, прежде всего благодаря ее собственной беспечности, но не в последнюю очередь благодаря сотрудничавшим с разведкой США Михайлову и коллегам, говорили The Bell источники, знакомые с ходом следствия.

  • Чем закончится последнее громкое дело, по которому сегодня задержали четверых бойцов спецназа «Альфа» и «Вымпел», непонятно — но компанию им составили два сотрудника Службы экономической безопасности ФСБ, вотчины влиятельного генерал-лейтенанта Сергея Королева, о которой мы тоже теперь можем узнать много нового.

Что мне с этого?

У всех этих арестов и сливов очевидное объяснение — конкуренция внутри ФСБ, говорят два источника The Bell, связанных с силовиками. Для этого объяснения, впрочем, и источников не нужно — кто еще может стоять за уголовным делом на высокопоставленного сотрудника спецслужбы, как не другой сотрудник той же спецслужбы. Это дает основания предполагать, что и о московском кладбищенском бизнесе мы в скором времени можем узнать больше, чем из расследования Ивана Голунова. Вот только сама система из сомнительных бизнесменов и крышующих их силовиков после этого вряд ли изменится.

Петр Мироненко, Ирина Малкова.