Между Европой и Азией

На модерации Отложенный
 

В конце 17 века азиатам дважды крупно повезло:

— в результате малоизвестной (по понятным причинам) англо-могольской войны 1686-90 гг британцев выбили из Бенгалии, Бомбей был осажден и спасен лишь благодаря слезной мольбы посольства к Аурангзебу (с дарами и падением ниц перед падишахом — наших в Китае так и не заставили подобное проделать!). В результате индусы и их мусульманские владыки пришли к выводу, что британцы это «шайка драчливых крикунов и бесчестных торгашей», к-рые опасности представлять не могут.

— в ходе освоения Дальнего Востока русские в середине 17 в. вышли к берегам Амура, где столкнулись с маньчжурами (к-рые в 1644 г. взяли Пекин и стали хозяевами Китая). Естественное движение русских к югу встретило резкую ответную реакцию — двойную осаду маньчжурами Албазина. Результат — Нерчинский договор 1689 года, отодвинувший границы России к северу

Стоит напомнить, что к этому времени Индия производила (по оценкам) примерно 25% мирового ВВП, а Китай — 40%. Оба региона уже давно находились (в основном) под иноземным (азиатским, а не европейским) владычеством, к-рое если вызывало противодействие, то в основном по экономическим, а не этническим или религиозным причинам.

Т.е., фактически, два богатейших региона планеты довольно легко отбились от пришельцев с запада и севера, покорившись до этого агрессивным соседям. Но вот дальше история идет в совершенно разных направлениях:

1) Россия, де-факто, «забывает» о Дальнем Востоке почти на полтора века. И это при том, что

а) в середине 17 в. существовал план похода в Маньчжурию с 3000-м войском (привлекать китайские контингенты для отражения нападения маньчжуры бы не смогли, чтобы не потерять авторитет победителей в самом Китае!) — вполне осуществимый, при этом и поражение не имело бы серьезных последствий;

б) уже в начале 18 в. у России появился флот, к-рый существенно облегчил бы связь с регионом, а фактически, после Петра (планировавшего экспедицию на Мадагаскар), оказался в упадке и почти бесполезен, добравшись до Средиземного моря только при Екатерине II и выйдя в океан через ВЕК, после своего основания!

в) Россия в 18-19 вв растрачивала свои материальные и людские ресурсы в совершенно бесплодных для нее войнах — Семилетняя, все Наполеоновские (включая, конечно, сюда и походы Суворова), Венгерский поход — т.е. «лишние» ресурсы были.

В результате, сейчас у Китая следующее представление об истории установления границы: после военной победы над русскими агрессорами «северных варваров» загнали в тундру, а нынешние границы установлены в 1858-60 гг после поражения китайцев от британцев и французов, но никак не от русских! И действительно, столкнуться с китайскими войсками нам пришлось только во время боксерского восстания 1899-1901 гг.

2) А вот британцы, после первых неудач, лапки не складывали и получили-таки в 1716 году фирман об эксклюзивных правах Ост-Индской компании (государством британским компания «обернулась» лишь в середине 19в.) в Индии! А за этим пошло-поехало — проглотили Бенгалию (обернулось голодом — несколько миллионов человек), выбили из Индии французов, прибрали к рукам сбор налогов (это позволило сократить катастрофический дефицит в торговле с Индией, правда не полностью — были крупные военные издержки), подчинили все осколки Империи Моголов и прочие образования, наладили экспорт опиума в Китай (терроризм и наркоторговля, в глобальном масштабе!) — т.е. были вчистую высосаны/ограблены оба богатейших региона планеты! Вот в этом — материальная база сегодняшней мировой гегемонии англосаксов (американские англосаксы тоже приняли деятельное участие в грабеже — например основатель Йельского университета).

Я уж тут не говорю о кардинальной разнице между деструктивным британским империализмом, с его неприкрытым расизмом («бремя белого человека» и пр.) и русской экспансией, к-рая, фактически, являлась территориальным распространением русского мира, самого менявшегося под воздействием новых регионов, в него попадавших.

Короче, мораль: не отступайся от поставленной цели, добивайся ее упорно и настойчиво — «и будет тебе счастье»! Иначе и к тебе придут западные «цивилизаторы» и скажут — а теперь и вас научим жизни (демократии).