Власть не видит «бревна в собственном глазу»
На модерации
Отложенный
Прямая линия Путина показала «усталость формата»
Надежды узнать, когда станет легче жить, не оправдались
Организаторы 17-й по счету «Прямой линии» с Владимиром Путиным отчаянно пытались оживить приевшийся формат. Для большей драматургии в сценарии оказались задействованы популярные видеоблогеры, хакерские атаки, элементы реалити-шоу (чего стоит выезд съемочных групп по звонку сидящей без воды жительницы Тюменской области) и даже приморские косатки и белухи, которых начали выпускать из «китовой тюрьмы» прямо во время прямого эфира.
Изменился подход и к отбору вопросов. Президент и глазом не моргнул, когда спросили: «А не инопланетянин ли он?»
Уже накануне стало очевидно, что интерес к «Прямой линии» в этом году заметно упал. К вечеру среды организаторы получили только около 1 млн вопросов, и даже в Кремле стали кивать на сезонный фактор. «Когда стоит жара, люди меньше смотрят телевизор, меньше сидят в компьютере и меньше проводят времени дома», — оправдывался Дмитрий Песков.
Поняв, что традиционная реклама не работает, к пиару привлекли самого президента: впервые в новостях показали, как Владимир Путин готовится к «Прямой линии» — без галстука, почему-то в куртке, со всех сторон обложенный кипами бумаг и документов. «Тяжелая артиллерия», действительно, немного помогла: за утро собрали еще полмиллиона вопросов. Но подобраться к прошлогоднему показателю (1,75 млн), не говоря уже о рекорде 2015 года, когда к 12.00 россияне задали 3,2 млн вопросов, так и не удалось.
Однако организаторы не унывали: многочисленные ведущие на все лады убеждали телезрителей, что количество звонков, поступающих в студию во время прямого эфира, зашкаливает, интерес огромен. Хотя многие медиаэксперты еще вчера говорили, что «формат «Прямой линии» устал», социологи подтвердили: 75% россиян, по данным опросов, собирались в целом следить за «Прямой линией», а 29% намеревались делать это от начала до конца.
Как и в прошлом году, у телеэкранов замерли правительственные чиновники и губернаторы. Но их востребованность была, прямо скажем, невысока. Более того — телеведущий Павел Зарубин дважды довольно бесцеремонно прервал главу Минздрава Веронику Скворцову, пытавшуюся по просьбе президента прокомментировать вопросы о недостатке профильных специалистов в региональных больницах и скромных зарплатах медперсонала.
Впрочем, было очевидно, что готовили Путина к «Прямой линии», снабжали его цифрами и тезисами именно правительственные чиновники. Так, отвечая на один из острейших вопросов — о снижении реальных доходов россиян, Владимир Путин фактически повторил точку зрения первого вице-премьера Антона Силуанова, отметив, что главные причины спада — рост потребительского кредитования и сокращение теневого сектора в экономике. «Граждане берут кредиты, потом платят, и это уходит в минус», — сообщил ВВП.
С другой стороны, легализация самозанятых также отражается на реальных доходах в сторону снижения: ранее они не платили налоги, а теперь вынуждены платить.
Большинство россиян вряд ли были удовлетворены таким ответом президента: в конце концов, кредиты они берут не от хорошей жизни, а чтобы хоть как-то свести концы с концами. Что касается самозанятых, то они, по мнению экспертов, тут вообще ни при чем. В конце концов, их всего 100 тыс. человек, тогда как на падение доходов поголовно жалуются все категории населения — и пенсионеры, и бюджетники, и средний класс.
В общем, если кто-то рассчитывал узнать у президента, когда станет легче жить, и зарядиться уверенностью на будущее, то эти надежды не оправдались.
«Прямая линия» показала, что наверху по-прежнему не видят «бревна в собственном глазу» и намерены плыть по течению без кардинальных реформ, будь то экономика или правоохранительная система.
Путин несколько раз повторил, что доходы граждан постепенно восстанавливаются. А инфляция, выросшая из-за болезненных, но необходимых решений, связанных с повышением НДС, уже снижается. Он не поверил тем, кто в прямом эфире рассказал о зарплатах в 10 тыс. руб. «Каждый случай выплаты зарплаты ниже прожиточного минимума — это предмет для разбирательства», — прокомментировал ВВП, хотя в регионах — это обычная практика. И разбираться с этим явно нужно системно.
Несмотря на многочисленные жалобы, связанные с полномочиями правительства, претензия к кабмину за четыре часа «Прямой линии» у президента появилась только одна: не выделили деньги, чтобы банки могли давать ипотеку многодетным под 6% годовых. «Это реальная ошибка», — сказал Путин, но тут же уточнил, что она уже исправлена — Минфину дано указание обеспечить финансирование.
Впрочем, вопрос на самом деле был вообще о другом: респонденты интересовались, можно ли распространить льготу не только на новостройки, но и на вторичный сегмент. Но это обычная история: Владимир Путин часто отвечает только на часть вопроса или концентрируется на незначительных деталях. А граждане стесняются настаивать, как на сей раз случилось с Нютой Федермессер и другими. Например, комментируя предложение Амирана Сардарова (автор блога «Дневник Хача») попробовать его шаурмы, ВВП чуть было не забыл, что основной вопрос видеоблогера касался закона о «суверенном Интернете».
Перед «Прямой линией» многие рассчитывали, что ради поднятия пошатнувшегося рейтинга президент объявит о новых инициативах в социальной сфере. Такое предложение действительно прозвучало, но всего одно. Более того, ВВП предупредил, что решение до конца не принято: в правительстве идет спор, кому платить пособие 10,5 тыс. руб при рождении первого ребенка: тем, у кого доход на одного человека составляет 1,5 или 2 прожиточных минимума? Владимир Путин сообщил, что сам склоняется к более мягкому подходу: в таком случае получателями пособий станут 70% российских семей. И мера действительно может помочь рейтингу. Хотя бы на какое-то время.
К концу второго часа ВВП стал поглядывать на экраны, куда выводились смс-сообщения от граждан. Первый вопрос, который он увидел: «Куда нас ведет банда патриотов из «Единой России?» — заставил президента заступиться за коллег. «Они — зрелые люди, которые ставят своей целью укрепление страны. А вот те, кто был у руля в 1990-х годах, полностью развалили социальную сферу, промышленность и оборонку», — сказал ВВП, по всей видимости, упустив из виду тот факт, что многие единороссы, да и он сам имеют непосредственное отношение к управленческой системе 90-х. Например, в 1996 году Путин был заместителем управделами президента, а в 1998 году — главой ФСБ.
На прямой линии Путина спросили про "банду из ЕР": видеореакция президента
По ходу «Прямой линии» президент прокомментировал еще несколько смс-сообщений, однако проигнорировал вопрос, который мелькал на экране как минимум трижды: «Когда вы уйдете?» Впрочем, отвечая Павлу Зарубину, президент признался, что пока не устал — иначе не стал бы баллотироваться на пост президента в 2018 году.
Комментарии