Памятник Говорухину у входа во ВГИК: зачем и почему ему?

На модерации Отложенный

У входа во ВГИК может появиться памятник Станиславу Говорухину. Его предложил установить спикер Госдумы Вячеслав Володин, который посетил кинематографический вуз в день годовщины смерти известного кинорежиссёра и политика.

Володин уже присмотрел и конкретное место для монумента - рядом со скульптурной группой Василию Шукшину, Геннадию Шпаликову и Андрею Тарковскому.

Разумеется, Станислав Говорухин долгую память о себе заслужил. Хотя бы за любимые народом фильмы «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», за сыгранные им роли в кино. Но в Москве буквально в эти дни уже появилась набережная Станислава Говорухина, почему нужно непременно устанавливать ему ещё и памятник? И непременно в столице? А не, скажем, в городе Березники Свердловской области, где Станислав Сергеевич родился? Не в Казани, где он получил первое высшее образование и работал на местном телевидении?

Напомню, что в столице, к примеру, нет памятников (кроме надгробных) Сергею Эйзенштейну, Ивану Пырьеву, Любови Орловой, Сергею Бондарчуку, Григорию Чухраю, Станиславу Ростоцкому, Олегу Ефремову, Нонне Мордюковой, Людмиле Гурченко, Эльдару Рязанову, Леониду Гайдаю, Вячеславу Тихонову, Алексею Баталову, Татьяне Самойловой, Олегу Табакову - не менее, скажем так, крупным художникам и личностям, чем был Станислав Говорухин. Почему надо начинать именно с него?

Что касается выбранного спикером Госдумы места для памятника, то оно вызывает ещё больше вопросов. Начну с того, что скульптурная композиция легендарной троице у входа во ВГИК был установлен по инициативе студентов и преподавателей кинематографического вуза, а не по подсказке (указке) спикера Госдумы. И потом, все трое были художниками-новаторами, бунтарями, вольнодумцами, не обласканными и уж точно не прикормленными властью. Которые шли своей дорогой, не меняли убеждений до самого конца своего коротко отмеренного века. Чего, увы, нельзя сказать о Станиславе Сергеевиче Говорухине, прожившему долгую и вполне благополучную жизнь и умело вписавшемуся во властную вертикаль.

Да, он не был членом КПСС, чем всю жизнь гордился, но в новые времена проделал витиеватый путь политического конформизма. В перестроечные годы он был одним из основателей Демократической партии России. Потом резко шарахнулся влево, примкнул к КПРФ, призывал голосовать за Геннадия Зюганова. Потом попал в Думу от блока «Отечество – вся Россия», принародно восхищался уже не Зюгановым, а Примаковым и Лужковым.

 Нелицеприятно и жёстко критикуя своего соперника Путина на президентских выборах 2000 года, Говорухин, набрав 0,44% голосов, впоследствии безропотно сдался на милость победителя. Вступил в партию «Единая Россия», в которой благополучно пребывал последние 13 лет своей жизни. Стал главой думского комитета по культуре, сопредседателем «Народного фронта», руководителем предвыборного штаба Путина и его верным оруженосцем. Уж не за эту ли политическую деятельность, на мой взгляд, непоследовательную и спорную, собираются поставить ему памятник? Но при чем тут ВГИК, во все времена славящийся своим свободомыслием?

По мне, так памятник трём выдающимся кинохудожникам у входа во ВГИК – законченная и самодостаточная композиция в исполнении скульптора Алексея Благовестнова. А если все-таки ставить неподалеку монумент четвёртому творцу, то это должен быть памятник, как мне кажется, не Станиславу Говорухину, а Марлену Хуциеву - режиссёру с мировым именем и многолетнему педагогу, профессору ВГИКа. Помимо прочего, Марлен Мартынович первым снял Шукшина в фильме «Два Фёдора», первым поставил сценарий Шпаликова, одним из первых оценил талант Тарковского и снял его в своем фильме «Застава Ильича». Хуциев - из этой гениальной и мятежной компании. Им будет хорошо вместе. А Говорухину здесь будет неуютно, он художник другой творческой и человеческой породы. И ещё - политик.

Если Володину так хочется увековечить в бронзе коллегу-депутата, то почему бы не поставить памятник у входа в Госдуму?