Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев о советском строе и коммунистической идеологии.
На модерации
Отложенный
Леонид Брежнев с членами политбюро ЦК КПСС, 1 мая 1975 года.
В начале 1970-х годов родной брат Брежнева, Яков Ильич, спросил того, верит ли он в коммунизм. Как потом рассказывал сам Яков, Леонид Брежнев в ответ только и сказал: «Ты это о чём, Яша? Какой, <…нецензурно…>, коммунизм? Царя убили, церкви повзрывали, нужно же было народу за какую-то идею зацепиться…» ( Collapse )
</span></span>
Леонид Брежнев, Вилли Брандт и Эгон Бар в ФРГ.
Канцлеру ФРГ Вилли Брандту при первой же встрече в 1970 году Брежнев рассказывал – с одобрением, от своего лица, как выражение своей позиции – антисоветские анекдоты.
Одним из них был следующий: «Приезжает агитатор рассказывать колхозникам про великие достижения коммунистической партии по части благосостояния народа. Вот, говорит, товарищи, вы теперь все едите досыта, у всех есть крыша над головой, и одежды хватает, и деньги есть новые ботинки каждый год покупать! Тут ему бабушка-старушка из угла отвечает (по воспоминанию Брандта, озвучивая её, Брежнев перешёл на фальцет) – Ох, и правда! Прямо как при царизме!»
Леонид Брежнев на охоте.
Известен и другой вариант пересказа этого анекдота самим Брандтом, согласно которому Леонид Ильич рассказал его Брандту как анекдот о самом себе: «Я помню, – сказал об этом в одном интервью Брандт, – как он [Брежнев] мне однажды рассказал байку о своём визите в колхоз – что он обратился к собранию колхозников в зале, говоря о достижениях, которые будут осуществлены в результате текущей пятилетки – ежедневно молоко каждому ребёнку, мясо всем каждое воскресенье, достаточно денег, чтобы любой мог покупать себе в год по паре сапог, а каждая женщина могла бы купить ткани по крайней мере на два новых платья в год. Тогда, сказал он мне, одна старушка из задней части зала спросила: "Товарищ генеральный секретарь, можно вопрос?" Он ответил: "Да, пожалуйста". И она говорит: "Я правильно поняла – вы пытались нас убедить, что скоро всё будет почти так же хорошо, как при Царе?!»
Охотничье застолье. Залесье, 1973 год.
Рассказывал Брежнев тогда Брандту и политические анекдоты о себе самом. Судя по другому воспоминанию Брандта, один из этих анекдотов был такой: «Вот он, Брежнев, предстанет после смерти на том свете перед Николаем Вторым, и тот его спросит:
– Ну что, Леня, как там у нас дела? Армия сильная, в мире нас боятся?
– Да, Коль, мы пол-Европы завоевали и ещё дальше продвигаемся.
– Вот и хорошо. А как внутри страны власть, Лёнь, крепко всех держит?
– Крепко, Коль, не хуже чем при царях.
– А водка опять хорошая, как при мне, 38 градусов?
– Нет, Коль, теперь и все 40!
– Слушай, Лёнь, и стоило из-за двух градусов делать революцию?!»
Леонид Брежнев и Фидель Кастро.
Брандт пересказывал этот анекдот в 1970-х годах, не называя источника, но анекдотов он не собирал, подавляющее большинство русских политических анекдотов, какие вообще знал, слышал как раз от Брежнева. По воспоминаниям Брандта, Брежнев ему рассказывал антисоветские анекдоты с участием себя самого. В числе распространённых антисоветских анекдотов приведённый не значится, а сравнение с Царём и упоминание его в позитивном ключе нетипичны для антисоветского анекдота, но постоянны именно для Брежнева. Так что, скорее всего, этот анекдот ему Брежнев и рассказал.
Генсек ЦК с широкой натурой. Справа – Ричард Никсон. Резиденция Кэмп-Дэвид, США, 1973 год.
Тот же Брандт и его люди вспоминали, что при следующей их встрече в Москве Брежнев сказал Брандту как бы от себя: «Знаете, что бы сказал Маркс, если бы он был жив сегодня? – Пролетарии всех стран, простите меня!» Эта история разнеслась от Брандта по Германии и Восточной Европе. Венгерский коммунистический чиновник, слышавший её, сказал, что был глубоко потрясён.
Брежнев и югославский лидер Иосип Броз Тито на охоте, 1979 г.
Сам Брандт рассказал при первой встрече Брежневу другой антикоммунистический анекдот: «В чём разница между социализмом и капитализмом? Капитализм – это эксплуатация человека человеком, а социализм – наоборот!» Как вспоминал Брандт, Брежневу этот анекдот понравился, что в свете сказанного выше неудивительно.
Леонид Брежнев и Ричард Никсон.
Эгон Бар, сопровождавший Брандта на встречах с Брежневым, вспоминает о том же самом: «Брежнева, как бы странно это для кого-то сегодня ни прозвучало, я с самого начала воспринимал как некую фигуру Ренессанса. Он, как говорят немцы, любил вино, женщин и песни… Но вместе с тем, безусловно, был широко мыслящим человеком и в нашем присутствии не чурался порой рассказывать и политические анекдоты, причём довольно острые, критикующие саму тогдашнюю советскую систему».
Леонид Брежнев и Ричард Никсон.
Генерал Бобков, ведавший в КГБ преследованиями диссидентов, сообщает: «Рассказывают о таком факте. Ещё в его [Брежнева] бытность секретарём обкома партии к нему пришли согласовывать вопрос об аресте какого-то человека за распространение антисоветских анекдотов. Брежнев потребовал выяснить, что это были за анекдоты и каким образом «антисоветчик» распространял их. Оказалось, один анекдот он рассказал в очереди за молоком, а второй – во время скандала в булочной, где продавали несвежий хлеб. – Арестовывать его не за что, – объявил Брежнев, – бороться надо не с теми, кто рассказывает анекдоты, а с теми, кто поставляет несвежий хлеб и создаёт очереди за молоком!»
Леонид Брежнев в бассейне.
Что Брежнев уже к концу 1930-х (если не ранее) относился к советской «религии» – самóй марксистско-лениниской партийно-коммунистической идеологии – именно так, как к злой пустой брехне (сам Брежнев употреблял слово «тряхомудия»), известно и из другой замечательной реплики, адресованной Яковлеву – тогдашнему начальнику идеологии, впоследствии большому антикоммунисту 1990-х годов. По воспоминанию Яковлева, он по этой реплике впервые понял, что советский высший начальник может ни черта не верить в религию, от лица которой правит. Яковлев пишет: «…Я лично удостоверился, что, когда Брежнев говорил о важности идеологической работы, он лицемерил. Во время одного из сидений в Завидово Леонид Ильич начал рассказывать о том, как ещё в Днепропетровске [в конце 1930-х годов] ему предложили должность секретаря обкома по идеологии. «Я, – сказал Брежнев, – еле-еле отбрыкался, ненавижу эту тряхомудию, не люблю заниматься бесконечной болтовней…» Произнося всё это, Брежнев поднял голову и увидел улыбающиеся лица, смотрящие на меня. Он тоже повернулся в мою сторону. «Вот так», – добавил он и усмехнулся» (Яковлев сам был тогда завотделом пропаганды ЦК, так что Леонид Ильич ещё и ему именно как начальнику от идеологии хотел поднести прилюдный букетик этой репликой). Передавалась и другая его фраза с тем же отношением к делу: «Идеология? Это не ко мне. У нас в партии есть для этой тряхомудии Суслов».
Леонид Брежнев и Михаил Суслов.
Невысокого мнения был генсек ЦК КПСС и об устойчивости советской системы и моральных качествах людей, воспитанных ею.
По воспоминаниям племянницы, Леонид Брежнев во время одного разговора сказал: «Да вы что, какие реформы! Я чихнуть даже боюсь громко. Не дай Бог камушек покатится, а за ним лавина. Наши люди, – говорил он, – не знают ни что такое истинная свобода, ни что такое капиталистические отношения. Экономические свободы повлекут за собой хаос. Такое начнётся… Перережут друг друга».
Касательно экономических свобод Брежнев как-то высказался ещё конкретнее: «полезет цех» («цехом» на жаргоне его времени называли мафиозно-теневую экономику в ведомствах и на местах), и ситуацией овладеют мафиозные местные группы, сросшиеся с властью и преступностью.
Леонид Ильич разговаривает по телефону в бассейне.
Александр Бовин, которому из Завидово в качестве презента от Брежнева привозили кабанятину, как-то в беседе с ним заговорил о трудности для низкооплачиваемых граждан прожить на зарплату. Брежнев ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живёт на зарплату. Помню, в молодости, в период учёбы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда – один себе. Так все живут в стране».
Леонид Брежнев и Евгений Чазов.
Яков Брежнев, когда брат его курировал космическую отрасль (сам Яков называл космическую программу Хрущёва «голоштанными потугами к прогрессу»), сказал по поводу успехов СССР в космосе брату: «Лёня, нельзя летать в космос с голой задницей. Нужно её чем-то прикрыть, а то она слишком видна всему миру снизу» (что и было в некотором смысле выполнено буквально, когда Юрию Гагарину за успешный полёт в космос распоряжением Совета министров СССР выдали 6 комплектов нижнего белья). Леонид Ильич ответил: «Яша, это политика. Ты думаешь, мы не понимаем, что нам ещё рано в космос? Людей толком не можем накормить!» Это, конечно, не помешало ему в декабре 1961 года превыспренне произносить с официальной трибуны: «Кончается эра, когда человек был прикован к Земле».
Прогулка среди полей.
Своей племяннице Любови Брежневой – когда уже как раз она нападала на него за отсутствие свободы выезда – Брежнев с сердцем ответил, однако, нечто прямо противоположное: «Тебя выпусти, других, а там, глядь, мы с Косыгиным одни останемся, да и тот при случае удерёт» (передается эта реплика и другими людьми в других вариантах: «отвернусь – а тут и он удерёт», «да и тот через недельку удерёт» – видимо, Леонид Ильич повторял это присловье не раз).
Брежнев в Крыму, за два месяца до своей смерти.
Комментарии
Можете сравнить
А Вы, Модестов, всего лишь прислужник мировых паразитов, живущих за счёт простых тружеников. Вы же как огонь боитесь народной власти, ведь вы при ней исчезнете.
Сeичас многиe многострадальныe люди живут намного лучшe,чeм при Брeжнeвe.о чeм они мнe сами говорят.
И это действительно так и было!
.1978 г .
На другой день познакомились с Костромой. Город невелик и невзрачен, во дни Кустодиева он был неизмеримо приглядней. Главная достопримечательность — ампирная каланча. Но хорош Ипатьевский монастырь, меж Волгой и ее притоком. Там похоронен Пожарский. В магазинах — серая ливерная колбаса, из-за которой убивают, сыр (!), овощные консервы, супы в стеклянных банках с броской надписью «БЕЗ МЯСА», какие-то консервы из загадочных рыб, которые никто не берет. Есть еще «растительное сало», помадка, пастила и сахар. Остальные продукты в бутылках: водка и бормотуха. Много пьяных на улицах и много печали во всем. Зашел побриться в парикмахерскую. Воняла мыльная пена, воняли руки парикмахера, вонял паровой компресс, нестерпимо вонял одеколон./ Из дневника Юрия Нагибина./.
Проговорились, херр Воропай? Из какого зарубежья пишете?
Проговорились, всё с Вами ясно, г-н перебежчик.
И вот так очень часто: опровергают чужие реплики, которые ты не говорил, путая твою позицию с позицией своих же товарищей, не понимают обычных фраз .
Все эти кунштюки превращают споры со сталинистами в беспрерывные попытки сообразить, что там у них на этот раз в голове отложилось и как прочиталось и как вообще им можно что-либо объяснить.
лучше, а с учётом молодости, много лучше.
- Леонид Ильич, у Вас непорядок в одежде.
Брежнев:
- А что такое?
Громыко:
- У Вас туфли разного цвета - один чёрный, а другой коричнеыый.
Брежнева смотрит на туфли, и после паузы:
- И что-же делать?
Громыко:
- Съездить домой, поменять.
Брежнев:
- Я был там... Там - ТО-ЖЕ САМОЕ....
вызывает к себе советских космонавтов и приказывает им слетать на
Солнце. На приказ Генсека космонавты говорят:-сгорим Леонид Ильич
невозможно. А Брежнев категорично: - Вы что думаете, что в Политбюро
дураки сидят, ночью полетите...
Об этом он рассказал в интервью РИА Новости в преддверии 40-летия отмечаемой 20 июля первой в истории человечества высадки астронавтов США Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на поверхность спутника Земли.
Так были или не были американцы на луне?
"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах, началась именно с самих американцев. Кстати, первый человек, который начал распространять эти слухи, был посажен в тюрьму за клевету", - отметил в этой связи Алексей Леонов.