Сериал “Чернобыль” заставил Кремль стыдиться

На модерации Отложенный

Кажется, ни одно из крупнейших российских СМИ не смогло промолчать по поводу сериала HBO “Чернобыль”. Иностранный сериал, который показывают только в интернете и только по платной подписке, стал событием почти государственного масштаба. И прогосударственные медиа начали против него маленький крестовый поход.

Самая тиражная газета России “Комсомольская правда” подозревает, что за выходом “Чернобыля” стоят конкуренты Росатома, которые хотят ударить по имиджу России как ядерной державы. Другая популярная газета среди пожилого населения “Аргументы и факты” называет сериал “ядерной клюквой” и “карикатурой, а не правдой”.

“Не хватает медведя и гармони!” — резюмирует ведущий главного новостного телеканала страны “Россия 24” Станислав Натанзон. Как пример некачественной работы создателей сериала он называет пластиковые окна, которых не было в Советском Союзе. Стеклопакеты можно разглядеть, если сильно увеличить кадр с одним из домов в Припяти. Но не думайте, что критики придираются только по мелочам.

“Академик Легасов действительно участвовал в ликвидации аварии и затем выступал с критикой того, как в Советском Союзе устроена атомная отрасль. Но не делал это тайно! Он выступал публично. Вот, например, его большая статья в газете “Правда”, — продолжает ведущий и показывает ту самую газету со статьей Легасова. Эти аргументы должны разрушить один из основных месседжей “Чернобыля”: государство боится признавать свои ошибки — и иногда это приводит к страшным последствиям. А никакой проблемы, оказывается, не было, раз свою критику академик Легасов мог печатать в главной газете СССР.

Но, увы, как это часто бывает на федеральных каналах, ведущий разоблачает вранье при помощи собственного вранья. Академик Легасов действительно написал статью для “Правды” в 1987 году, но редакции она не понравилась, ее не опубликовали. К тому моменту Легасов чувствовал себя затравленным: в Академии наук не принимали его идей, Михаил Горбачев отказался присуждать ему почетное звание героя социалистического труда (хотя наградил тех, кто с Легасовым работал в Чернобыле). После одного из совещаний в Академии Легасов повесился.

 И спустя две недели после смерти его статью всё-таки отправили в печать в 1988.

“Чернобыль” снят довольно аккуратно, с большим вниманием к деталям, но сейчас, после выхода финальной серии, уверен, начнется самая волна разоблачений — причем неважно будут они подкреплены фактами или нет. Честнее остальных критиков высказался ультра-просоветский колумнист Анатолий Вассерман: “Если англосаксы что-то сняли о русских, то это заведомо не соответствует истине”. Сказал это и избавил себя от необходимости выискивать неточности. В конце концов, пока ищешь неточности, можешь и сам запутаться, как “Россия 24”. А так — заведомая неправда и всё тут.

Chernobyl / HBO

Даже в России о России давно не снимают бесспорные исторические фильмы. На этом фоне “Чернобыль” сделан предельно аккуратно и внимательно (хотя и в нем тоже встречаются странные эпизоды). Но почему прогосударственные медиа изначально настроены против?

За этим кроется вполне нормальная ревность: только мы имеем право говорить о своей истории, не лезьте к ней, она наша. Но случай с Чернобылем смотрится печально.

Благодаря выходу сериала HBO многие мои сверстники взглянули на чернобыльскую аварию по-другому. Если большинство фильмов-катастроф идут к кульминации — взрыву, то в “Чернобыле” авария на АЭС занимает лишь небольшой эпизод в первой серии, а сам сериал почти целиком посвящен страшной и самоотверженной борьбе советских людей с последствиями взрыва.

И именно эти люди ценой жизни и здоровья спасли Европу. Через что им пришлось пройти — в небольшой мере успеваешь понять, когда смотришь сериал.

Но как героев, спасших Европу, ликвидаторов в России не чествуют. Достаточно зайти на сайт президента, чтобы посмотреть, как часто Владимир Путин вспоминает о “чернобыльцах”, которые до сих пор живы и страдают от самых разных заболеваний, полученных от излучения.

Владимир Путин обращается к ним только по большим датам — его последнее обращение к ликвидаторам было сделано в честь 30-летия аварии, в 2016 году. До этого он обращал внимание на них в 2011, когда исполнялось 25 лет.