Китайские инвесторы бегут из России

На модерации Отложенный

Китай продолжает сокращать вложения в Россию, несмотря попытки чиновников развернуть экономическую политику на восток.

По итогам 2018 года общий объем прямых иностранных инвестиций из КНР в РФ рухнул на 24% - 3,592 до 2,623 млрд долларов, следует из статистики центробанка, опубликованной 30 мая. (полная таблица ЦБ .xls)

За год китайские инвесторы вывели из реального сектора экономики еще 969 млн долларов. 80% этой суммы - 774 млн долларов - пришлось на сворачивание бизнеса совместных предприятий: участие китайских инвесторов в капитале российских компаний за год сократилось на 40% - с 1,932 млрд долларов до 1,158 млрд.

Остаток - 195 млн долларов - был выведен из долговых инструментов.

Бегство китайского капитала началось в апреле, когда США ударили санкциями по «Русалу», и затем безоткатно продолжалось каждый квартал, свидетельствуют данные ЦБ.

В результате на 1 января их общая сумма оказалась практически вдвое меньше, чем до присоединения Крыма (4,547 млрд долларов).

Осознание того, что разворот экономической политики на восток зашел в тупик, а Китай, вопреки надеждам, не станет для России источником длинных и дешевых денег, похоже, постепенно приходит и к Кремлю.

«Нельзя сказать, что Китай много инвестирует в российскую экономику», - признал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью RT 3 июня.

Де-факто Китай присоединился к санкциям, введенным против России Вашингтоном. «Ни одна из стран не свободна в своих движениях и решениях. Любому государству приходится балансировать и корректировать свою деятельность в экономической области, потому что все мы зависим друг от друга. В этом плане - да, конечно, в наших двусторонних отношениях (с Китаем) ощущается влияние американских санкций», - посетовал Песков (цитаты по ТАСС).

Ни один крупный проект, предложенным китайским инвесторам, не прошел. Китай, напомним, отказался финансировать трубопровод «Сила Сибири», предоставив «Газпрому» возможность оплатить мегастройку за 9 млрд долларов из собственных средств; объявил нерентабельной высокоскоростную железную дорогу «Евразия» - из Пекина через Москву в Берлин, - которую российские чиновники надеялись вписать в «Новый шелковый путь»; отказался инвестировать строительство крупнейшего в России завода по переработке газа в Амурской области.

Продолжавшиеся четыре года переговоры о дедолларизации взаимной торговли закончились ничем: Китай отказался подписать даже рамочное межправительственное соглашение об отказе от доллара, которое не накладывало на него никаких прямых обязательств.

Но «в условиях сохранения санкций, ухудшения инвестиционного имиджа России, в том числе под влиянием ареста Майкла Калви, существенный рост прямых иностранных инвестиций в российскую экономику выглядит пока маловероятным», пишут в июньском «Мониторинге» эксперты РАНХиГС.