Путин и Распутин. Антон Орех о склонности к мистицизму

На модерации Отложенный

На днях коллеги из «Проекта» дали нам занимательное чтиво про старца Илия и других старцев, чрезвычайно почитаемых в Кремле. Ходят к ним чиновники за советом, пытаются узнать свою личную и политическую судьбу. Через старцев можно решить вопросы карьеры и бизнеса. Старец, которого чтит сам президент — это же ресурс! И это не говоря о спасении от недугов и хвороб!

Прекрасно во всем этом несколько моментов. Тот же старец Илий известен как ярый антикоммунист и антисталинист. Что не мешает ему благословлять людей, реставрирующих Совок и поддерживающих возрождение культа Сталина.

Тот же Путин не был таким уж верующим человеком, когда стал президентом. Не разбирался в церковных вопросах, не знал, как себя вести с иерархами и даже как правильно к ним обращаться. И никто не думал тогда о «трех храмах в сутки», которые будут возводиться по всей стране и по скорости распространения эта «франшиза» затмит все продуктовые ритейлы.

Мне казалось, что для церкви и власти это прагматическая сделка. Церковь распространяет свое влияние и развивает бизнес-проект. Ведь каждый храм — это деньги! Это торговая точка, досуговый центр и центр оказания услуг, если говорить мирским языком. И как развивается этот проект, мы прекрасно видим. Батюшка баз джипа, дорогих часов и «гуччи» — это уже какой-то и не батюшка вовсе!

А власти нужна была хоть какая-то идеология, чтобы заткнуть прореху после краха коммунистической идеи. Заповеди строителя коммунизма обратно заменили десятью заповедями. Портреты Ленина и генсека заменили иконами и портретами президента. Вместо статьи о руководящей и направляющей роли КПСС появилась статья о защите чувств верующих, защищающая чувства преимущественно лишь одной конфессии. Принцип не изменился — поменялись только идолы.

Однако, сдается мне, здесь уже не только бизнес и идеологическая лапша для паствы и электората. Не напоминает вам это распутинщину? Конечно, старец Илий и Григорий Распутин совершенно разные люди, их я между собой не сравниваю. Но упование на мудрость прозорливцев, религиозный мистицизм, вера в высшую силу у высшей власти разве не похожи на то, что переживала страна сто лет назад?

Но при царе и сам император и его народ были, в некотором смысле, в безвыходном положении.

Царей не выбирали — они получали власть по наследству. А сменяемость власти происходила либо путем естественной убыли правителей, либо ударом табакерки в висок. Для народа это была лотерея: новый правитель мог оказаться умным или дураком, исторической личностью или бездарным персонажем — как повезет. Царь не отвечал за свои поступки ни перед кем, кроме самого себя. А политика зачастую зависела от окружения, фаворитов и фавориток. И слабый, нестойкий духом Николай II нашел поддержку в диком русском мужике Григории Распутине.

Сегодня ситуация теоретически иная. Президентов выбирают на определенный срок, число этих сроков ограничено, власть отчитывается перед народом, а народ сам может решать, какую власть он хочет иметь, а какая ему не по душе.

Но это в теории. А на практике нами двадцать лет правит один и тот же человек, и правление его далеко от завершения — по крайней мере, так это видится сегодня. Путин дважды в год снисходит до общения с населением на цирковых Прямых линиях и Больших пресс-конференциях, где выступает уже даже не в образе царя, а в роли полубога. Перед кем он держит ответ, кроме самого себя? Каков круг общения этого человека, оторванного от обычной повседневной жизни аж с прошлого тысячелетия?

Политика снова зависит от капризов самодержца и от влияния на эти капризы его окружения, друзей, приятелей, фаворитов. Путин считает себя человеком, который не просто вошел в историю, а тем, кто эту историю сам создает! Естественно, ему нужна поддержка уже самых Высших сил. А популярные старцы, Патриарх, церковь, должны укрепить в народе мысль, что власть президента не просто идет от избравшего его народа — а непосредственно от Бога! Что он богопомазанный правитель. 

Всё это прекрасно, но мы должны понимать, что наша с вами жизнь зависит от случайного набора случайных людей. Кто-то с президентом занимался в юности дзюдо, кто-то был его охранником, с кем-то он познакомился в Дрездене, с кем-то строил дачный кооператив. Теперь в эту компанию добавился 87-летний монах, проклинающий Сталина, но при этом благословляющий открытие памятника Ивану Грозному.

Для нас это скверная ситуация. Но и для власти она, на деле, не лучше. Сто лет назад, в том числе и распутинщина привела к гибели монархии и самому кровавому периоду в истории страны.