Полезно знать - "мифы" о врачах
Константин Пучков, главный хирург Медицинского центра управления делами мэра и правительства Москвы, и Андрей Соколов, врач-педиатр, ведущий программы "Неотложка" на радио РСН, рассказали "Труду", верны ли 10 расхожих представлений о врачах.
1. Хороший врач - тот, кто ни разу не ошибся
Константин Пучков:
- Неверно. Врач может ошибаться, ничто человеческое нам не чуждо. Не бывает водителя, ни разу не поцарапавшего машину в ДТП, и нет такого врача, который бы ни разу не ошибся. Необходимо работать над собой и добиваться, чтобы количество ошибок было минимальным.
Андрей Соколов:
- Неправда. Ошибаются все, независимо от профессии. По американским стандартам, например, хорошим считается врач, который ставит верный диагноз и назначает верное лечение более чем в 70% случаев. То есть 30% - допустимая ошибка. Почему так много? Человек не часы: на винтики не разберешь и не почистишь
2. Врачи невосприимчивы к чужой боли
Константин Пучков:
- Это не так. Просто в нашей работе нет места эмоциям, врач не может вздрагивать от вида крови, ран, он должен быть стойким. Эмоции приходят вечером, когда ложишься спать - порой уснуть не можешь, но больные этого не видят.
Андрей Соколов:
- Это неправда. Просто врачи не сюсюкают! Наша задача - как можно скорее помочь, а не причитать над пациентом.
3. Врачи - мастера черного юмора
Константин Пучков:
- Да, но шутим мы обычно между собой, то есть люди вне больницы вряд ли оценят все тонкости.
Андрей Соколов:
- Это так. Профессия врача очень циничная. В болезнях слишком много мрачного, так что юмор - способ выжить и сохранить здоровую психику.
4. Врачи не любят ночные дежурства в приемном покое
Константин Пучков:
- Да. Это связано в первую очередь с особенностями ночных пациентов. Как правило, это тяжелые экстренные пациенты, порой грязные, резаные, битые, подстреленные - все они попадают на ночных дежурных. С такими больными сложно справиться даже мужчине, а помощники врача почти всегда женщины.
Андрей Соколов:
- Да, потому что это физически тяжело, но кто любит свою профессию, тот выдержит. В приемном покое городской больницы мало времени для отдыха, а завтра опять на работу. Естественно, врач, как и любой другой человек, желал бы работать только днем и иметь более спокойный график.
5. Врачи хотят, чтобы их дети стали врачами
Константин Пучков:
- Отчасти это правда. Мой сын учится на врача, но я его отговаривал. С другой стороны, знаю уйму случаев, когда родитель-врач насильно заставляет своего ребенка идти по стопам отца. Но из-под палки не стать профессионалом.
Андрей Соколов:
- Нет, это не так. Эта профессия настолько же династийная, насколько и любая другая.
6. Врачи погрязли в служебных романах
Константин Пучков:
- Ну нет, не погрязли!
А вот замечены были не раз. В молодые годы мы проводим в больнице по 18 часов в сутки, естественно, начинают завязываться какие-то отношения. А потом, когда работа становится плановой, появляются семьи и дети, и служебным романам уже нет места в жизни.
Андрей Соколов:
- Не более, чем представители других специальностей, где есть ночные дежурства, смешанные коллективы, общение людей (персонала, клиентов, врачей, сестер и пациентов или, например, журналистов с интервьюируемыми).
7. Врачи лечат бесплатно всех своих родных и друзей
Константин Пучков:
- Да, это правда. Вообще у нас престижная специальность, почему-то считается модным иметь в друзьях настоящего доктора. А как откажешь другу или родственнику, если он обратился к тебе за профессиональной помощью?
Андрей Соколов:
- Да, это так. Но здесь кроется опасность. Халявное лечение предполагает халявный подход. Человек позвонил "знакомому врачу", успокоился и на лечение "забил". В свою очередь, люди, которые приложили усилия, дошли до больницы, отсидели очередь или заплатили деньги, ответственно подходят к лечению.
8. Врачи пьют неразбавленный медицинский спирт
Константин Пучков:
- Нет. Этот стереотип идет, видимо, с военных лет, но он уже давно устарел. Я сам когда-то пробовал спирт (один раз, еще в институте), но это было смеха ради. Сегодня можно купить качественный алкоголь.
Андрей Соколов:
- Неправда! Разбавленный! Нельзя пить неразбавленный, а разбавлять можно водой, глюкозой... Но этим балуются в основном санитары, а не врачи. Зачем нам пить такую гадость?
9. Врачи лечат сами себя
Константин Пучков:
- Когда как. Порой мы справляемся сами, порой обращаемся к друзьям и знакомым, в профессионализме которых уверены.
Андрей Соколов:
- Да, в большинстве случаев, если заболевание не очень серьезное, мы хорошо понимаем, что болит и как лечить. Мы часто лучше знаем, как себе помочь, чем врач, к которому нужно было бы обратиться. Но если болезнь серьезная, мы идем к знакомым специалистам.
10. Квартиры врачей набиты конфетами и алкоголем
Константин Пучков:
- Нет. Это советский стереотип. В деревнях и селах такая благодарность, возможно, приемлема и осталась до настоящего времени, а в городах уже некорректна. На самом деле, я же не ем коньяк вместо борща? Сегодня у меня дома стоит две бутылки хорошего сухого вина, думаю, этого достаточно.
Андрей Соколов:
- И да и нет. У участкового педиатра, может быть, ничего не набито. То, что ему принесут, он сразу же и съест. В государственных клиниках врачам часто дарят алкоголь и шоколад, так уж повелось, а вот в частных платят деньги и редко добавляют к этому еще что-то.
Комментарии
Не надо верить стереотипам, надо верить людям, знающим эту жизнь изнутри, живущим этой жизнью...
"В России каждый третий диагноз неверен"
Русская служба BBC 26.07.2010
"Леонид Рошаль, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии, убежден, что советская система здравоохранения— самая лучшая в мире. «Вот эта структура, которая выстроена была: фельдшер на селе, сельская больница, центральная районная больница, городская больница,— рассуждает Рошаль.— У нас помощь специализированная приближена к населению. На Западе никогда доктор к больному домой не идет, а у нас— закон. Доктор должен идти к больным».
«Доказательство мощи структуры,— сказал bbcrussian.com Рошаль,— в следующем: у нас на здравоохранение выделяется очень низкий процент во внутреннем валовом продукте— 3,7%. Любая другая система, например, немецкая, американская, английская давно бы уже умерла при таком финансировании, у них— в три раза больше. А в Москве показатель младенческой смертности 4%, такой же, как в Европе»."
И я, врач, с этим полностью согласен. Заставь немецкого врача работать в нашей сельской больнице--удавится через неделю!
А нам, простым смертным--фиг!
Ведь как? Одни ест мясо, другие--капусту, а, во общем, все едят голубцы!
Так вот, нам остается лишь капуста...