Ненасытные попы по всей стране реституируют скверы, здания, школы

На модерации Отложенный

Екатерина Сажнева

В Тамбове духовенство попросило власти построить автостоянку для паломников рядом с Вечным огнем, переселить людей из их жилья на бывшей сто с лишним лет назад церковной земле, переименовать городские площади, улицы, бульвары, учебные заведения и больницы в честь святых и закрыть три действующие школы под нужды епархии. 

По всей стране тихой сапой идут имущественные противостояния церкви и неравнодушных граждан. 

Первая под предлогом «скрепных нужд» пытается заиметь как можно больше земной собственности, как будто бы в перспективе небесной им недостаточно, вторые чаще всего безмолвствуют, открытая схватка — как сейчас в Екатеринбурге, это когда уже дальше некуда. Позади — «Москва». 

Под застройку провинциальным епархиям все чаще отдаются самые лакомые кусочки городов, парки, сады, набережные, музеи... 

Дальше многих в этом направлении пошел город моего детства Тамбов. 

Сразу за памятником Ленину родной город теперь состоит из одних соборов и колоколен. Больше на малой родине, кажется, лет пятнадцать не построено уже ничего культурно значимого, уровень жизни один из худших в Черноземье, зато в центре — сплошные храмы. 

Не так давно произошел громкий скандал из-за так называемого черного списка митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия — его письма нынешнему тамбовскому губернатору Александру Никитину. Это послание состоит аж из 26 пунктов. Его можно найти в Интернете по названию «Губа не дура». 

Больше всего, конечно, потрясает пункт, что рядом с Вечным огнем, по мнению духовенства, необходимо открыть автостоянку для паломников, чтобы решить проблему парковки и «предотвратить транспортный коллапс». 

До этого был проект вырубить на месте Вечного огня всю зелень и газоны, чтобы удобнее было проводить народные сходы во время религиозных мероприятий. Но этот вариант, слава богу, не прошел.  

Не там, где надо, стоит и памятник федерального значения Зое Космодемьянской. Легендарная партизанка родилась на Тамбовской земле, сквер, где находится ее монумент, так и называется «У Зои». Сам же памятник имеет статус объекта культурного наследия, по закону все, что находится с ним рядом, — неприкасаемая охранная зона. 

Однако в 2014 году буквально в нескольких десятках метров была воздвигнута угрожающей величины колокольня свыше ста метров. Согласовывалось ли это строительство с Министерством культуры Российской Федерации? Каким образом было получено на него разрешение и кто конкретно его подписал? Ответа нет. 

Теперь церковь просит выдать разрешение на восстановление высоченной стены с башнями Казанского мужского монастыря, которая может полностью перекрыть доступ к знаменитой героине Великой Отечественной. Останется ли она на месте или придется переносить? 

На этом фоне скромная просьба о ликвидации обычного троллейбусного парка, что мешает любоваться красотой одного из местных соборов, кажется совсем уже незначительной. 

Если честно, больше всего мне жалко школу, которую я когда-то заканчивала, одну из трех, которые планируют закрыть, чтобы подарить эту территорию под нужды церкви, естественно, как обычно, раздавая обещания вместо трех школ когда-нибудь построить одну, большую и новую. 

Я помню свою школу трехэтажным зданием на набережной со школьным садом и стадионом и маленьким особнячком для младших классов и уроков труда.

Теперь ничего этого нет. Год за годом, шаг за шагом у детей отняли и сад, и беговые дорожки, и футбольное поле... 

Такое, как правило, не афишируется. Даже письмо губернатору от митрополита попало в прессу случайным образом. Местный депутат Артем Александров поднял эту тему, так его потом едва ли не заставили публично извиняться за неэтичность своего поведения. 

Совершать имущественную экспансию этично. Отжимать собственность этично. Выгонять детей из школ и жителей из их дома этично. А говорить об этом открыто и честно — это оскорблять чувства верующих. 

Вот только к чему мы все придем? Если дорога к храму все чаще вымощена ненасытностью и жадностью?

<hr/>

От редакции: Мы, как москвичи не только по происхождению, но и по нахождению, так сказать, подтверждаем, что с 2009-го года, когда Медведевым, тогдашним президентом РФ был одобрен и запущен процесс реституции - то есть примерно за десять лет, - только в ЦАО объектов РПЦ прибавилось в разы. Наиболее известный случай - показательно в год столетия Великого Октября открытый лично Путиным "Храм новомученников, жертв коммунистической идеи" в Сретенском мужском монастыре. Это не восстановление храма, это тоже попытка пропиариться "на крови", рассказать об ужасах расправ НКВД с вредителями, шпионами и прочими "невинноубиенными" в 1937-м - храм выполнен в стиле "Рублёвского ар деко", не имеет храмовой акустики и заметен лишь свеженькими куполами.

Но и в Лиховом переулке здание Союзкинохроники (в котором работали практически все классики документального и художественного кино ХХ века: Роман Кармен, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Герасимов) - которое было перестроено из опустевших патриарших покоев (они имели придомовую огромную церковь), - передано под Православный университет, который фактически сейчас пустует, огромные помещения, заполученные РПЦ, нисколько не служат просвещению. А здание Союзмультфильма на Каляевской (Дорогомиловской) улице? Это памятник архитектуры, это ар деко, причём изначально спланированный, спроектированный под создание воспитывающих, образовательных мультфильмов - ещё в 1930-х это было приоритетом. Теперь там... храм и отдел церковной бюрократии! Горят по вечерам лишь редкие окошки. Что может быть бредовее? Кстати, здание это в показательном, мстительном со стороны РПЦ запустении (колокольня, пока была частью студий озвучания Собзмультфильма тоже не реставрировалась снаружи) - а вот позади неё расторопная РПЦ ("Русские отели") строит гигантскую гостиницу в "английском" стиле...

Дмитрий Чёрный, москвич в 8-м поколении