В поисках оправдания Бога (о теодицее)

На модерации Отложенный

В прошлом, в эпоху господства мифологического сознания, вопрос о том, почему существует зло, не был актуальным. Солнце - оно злое или доброе? А дождь и бог дождя? Богиня земли? Разные они, боги. Когда добрые, когда - злые. Не всесильные и не всемогущие, подвластные земным страстям и страданиям, почти как люди - только могущественнее. Добро и зло были понятиями относительными.

С появлением в сознании людей фигуры Бога, сверхъестественного творца мира, который сам устанавливает мировые законы, им не подчиняясь, возникла одна серьезная проблема. Проблема существования в мире Зла: почему оно вообще существует и почему Бог дозволяет его существование. Попробуем развернуть эту проблему в виде диалога (все ответы - реально увиденные/услышанные мной)

 

Почему Зло существует?

На этот вопрос дается несколько вариантов ответа. Самый древний, данный зороастрийцами - у Бога (Ахурамазды) есть равный ему по силам соперник (Ангро-Манью). Другой вариант, данный катарами - материальный мир отдан во владение дьяволу, и Бог не правит в нем. Но мы обратимся к традиционным аргументам…

Ответ: Все зло в мире - следствие свободной воли человека, которой его наделил Бог. То есть человек выбирает совершить зло, и, тем самым, его создает. Бог мог бы искоренить в человеке тягу ко злу, но тогда человек превратился бы в послушную марионетку.

Вопрос: В таком случае возникает сразу же вопрос, откуда в человеке тяга ко злу? Если Бог создал человека по образу своему и подобию, то откуда в человеке страсть к убийству, воровству и другим смертным и не очень смертным грехам?

Ответ: существует дьявол (Сатана), который соблазняет человека и сбивает его с пути развития и совершенствования.

Вопрос: почему тогда Бог позволяет существовать Дьяволу?

Ответ: Бог использует его в своих целях. Т.к. развитие человека чаще всего происходит в ситуации испытаний, горя и боли, чем в моменты радости и счастья. Только трудности и препятствия стимулируют нас к развитию. Т.к. Бог - существо всеблагое, то зло от него исходить не может, поэтому Он дозволяет Сатане испытывать людей. Как говорил кто-то из святых, «пламя судьбы одних людей закаляет, а других - испепеляет».

Вопрос: за что  тогда испытаниям подвергаются младенцы, в которых еще даже сознание не пробудилось? Дети в Беслане?... За что им это, ведь они еще не способны извлечь те уроки, которые может извлечь взрослый?

Ответ: зло творят люди, или Сатана посредством людей, а не Бог.

Вопрос: но данный ответ опровергает мысль, что зло - суть испытания Бога, которые Он через Сатану посылает людям (кстати, эта идея озвучена в Книге Иова). Либо испытания - от Бога, тогда за что достается младенцам, либо - выбор людей, которых совратил Сатана.

Ответ: возможно и то, и другое. Сам принцип свободы воли означает, что любой человек может подвергнуть испытанию злом другого… Гибель младенца может быть жестоким уроком и испытанием для родителей, это - им урок, а убийца станет невольным орудием наказания.

Вопрос: так младенец-то при чем? Он просто расходный материал?

Ответ: нам не дано знать всех замыслов Бога, его пути неисповедимы.

Вопрос: но это - не ответ, а уход от него. Да, Бог непостижим и непознаваем, но тогда откуда мы знаем, что Он - Благое существо? Тут мы переходим ко второму глобальному вопросу, связанным с существованием Зла

 

Почему Небеса молчат?

Если мы принимаем идею благого, милосердного Бога, тогда остается непонятным вопрос о том, почему Небеса не вмешиваются и оставляют людям истреблять друг друга. Да, у человека есть свобода воли, но когда эта свобода реализуется на тех, кто сам эту свободу просто не может реализовать - почему молчат Небеса, не отвечая на молитвы? Если убийца убивает в тихом переулке детей (а такое, увы, не редкость), где нет других людей - на чьей стороне Бог? Почему он не вмешивается в то, что происходит?

Почему Небеса молчали в нацистских концлагерях? Молчали в Камбожде, Руанде… И множестве других стран и времен, когда насилие переходило все границы?

Ответ: есть известная причта про то, как один человек молил Бога спасти его во время наводнения, и Бог ему трижды посылал помощь - в виде бревна, плота и лодки, но человек отказывался от помощи, надеясь, что Бог сам его спасет. И утонул… Многие люди, спасшиеся после всех этих чудовищных событий, благодарят Бога за спасение.

Вопрос: но сколько не могут, потому что погибли? И неужели все пострадавшие не перебирали все возможные варианты спасения и отворачивались от соломинки, за которую можно было бы ухватиться?

Ответы: (в этом пункте разговора нередко начинают теряться, подыскивая возможное объяснение ситуации). Люди сами виноваты и получают по грехам своим ( и тогда Бог превращается в жестокое, карающее существо).

(Либо снова и снова возвращаемся к идее свободы воли, которая уже явно не способна объяснить всего, что происходит. Еще больше ситуация запутывается, когда задается следующий вопрос):

Вопрос: а как быть с людьми, пострадавшими не от других людей, а от стихийных бедствий?

Ответ: а разве люди не причинили вреда природе своим хищническим отношением к ней? Вот природа и мстит за преступления по отношению к ней.

Вопрос: то есть природа наделяется разумом и, получается, она действует по своей воле?

Ответ: мстит - это образное выражение. Речь идет о том, что стихийные бедствия - последствия человеческих поступков и действий по отношению к природе.

Вопрос: и даже землетрясения и извержения вулканов?

Ответ: они происходят там, где концентрация насилия и гнева превышает все возможные пределы, и Земля реагирует на это. Стихийные бедствия часто происходят там, где много насилия и войн. То есть вновь мы возвращаемся к ответственности.

Вопрос: а если эпицентр землетрясения - в центре Тихого Океана, вдалеке от земли? Или извержение вулкана - на мирном острове Исландия? Тоже грехи человеческие? Кроме того, возникает новая проблема: коллективная ответственность. Получается, что Бог ее признает, и за грехи одних людей платят совсем другие. Невинные. Почему гибнут невинные, если справедливость - атрибут Бога?

Ответ: нам не дано понять действия Бога. Если ученые ставят медицинские эксперименты на обезьяне, чтобы спасти жизни людей и даже других обезьян от опасной болезни - понимает ли эта обезьяна причину своих мук? Нет, но смысл в них - есть (это пример В.Франкла о скрытом смысле).

Вопрос: но обезьяна не молится и не славит человека… Скорее, она его ненавидит. Как следует поступить человеку, если он действительно находится в роли этой обезьяны? Откуда, опять-таки, мы знаем, что замыслы у Бога - добры?

Ответ: создатель Вселенной, жизни и разума вряд ли будет злым.

Вопрос: но как так вышло, что вся цепочка жизни на нашей планете построена на бесконечной веренице убийств живых существ? Не убьешь (прямо или косвенно) - не поешь. Только растения в большинстве своем не убивают - и служат кормом для других живых существ… Почему мы не можем - как растения?

Ответ: до грехопадения все было так, и никто никого не убивал. Но когда человек, Адам, царь природы, согрешил, то с ним изменился и весь мир, и весь мир стал жесток.

Комментарий без вопроса: и снова мы приходим к принципу коллективной ответственности. Теперь за грехи одной пары людей, Адама и Евы, отвечают не только все их потомки, но и вся планета. Не виновная в том, что было совершено, даже если принять на веру миф о грехопадении.

По сути дела, центральный вопрос в деле о «оправдании Бога» звучит так: «Почему страдают невинные?» И чаще всего звучит ответ: «невинных - нет».

Занавес…