Скрипаль и Чейн-Стокс
Максим Соколов
Британская The Sunday Times сообщила (как всегда, ссылаясь на неназванные и непроверяемые источники), что состояние здоровья Сергея Скрипаля ухудшилось. Согласно источникам, врачи пользуют его на дому (где дом, впрочем, тоже неизвестно) и намекают, что всё может случиться. Он и немолод — 67 лет, и после отравления непонятным веществом его здоровье пошатнулось, а продолженное действие вещества также непонятно и непредсказуемо.
Бесспорно, дни наши сочтены не нами, но появление бюллетеней о здоровье Скрипаля вызывает некоторые вопросы.
Мы имеем следующую информацию о том, что происходило со Скрипалём в последний год.
4 марта 2018 года в послеполуденное время его обнаружили вместе с дочерью Юлией в городе Солсбери на скамейке без сознания. Тогда его видели прохожие и местная полиция, то есть более или менее независимые свидетели.
Больше никто из посторонних его не видел, и все следующие сообщения о нём — это утечки в прессу из неназываемых источников.
А именно:
— 18 мая 2018 года он был выписан из госпиталя неизвестно куда, независимых свидетелей не было;
— 7 января 2019 года британская пресса сообщила, что он живёт на юге Англии (не точно, но скорее всего) под присмотром спецслужб Её Величества, а сам сильно похудел и видоизменился: «Он может идти по улице в шляпе (?) или с другим цветом волос (?), и его никто не узнает».
— 17 февраля — последнее сообщение: со здоровьем Скрипаля стало хуже.
Такую таинственность объясняют необходимостью защиты Скрипаля (а также его дочери) от новых покушений российских спецслужб. Петров и Боширов по-прежнему лелеют чудовищные планы, поэтому конспирация прежде всего.
Действительно, история знает случаи, когда человек скрывался под другим именем, нося в чужой стране шляпу и волосы другого цвета. Оберштурмбанфюрер СС Адольф Эйхман, отвечавший в рейхе за окончательное решение еврейского вопроса, десять лет скрывался в Аргентине под именем Рикардо Клемент и только в 1960 году был выслежен и похищен израильской разведкой. Что послужило почвой для версий, что точно так же, но только более успешно в Латинской Америке скрывался рейхсляйтер Мартин Борман и даже сам Адольф Гитлер.
В мире спецслужб и тайных обществ всё бывает, но только не бывает так, чтобы о скрывшемся человеке время от времени писали в газетах (причём в газетах дружественных), как он поживает и как его здоровье. По очень простой причине: если задача в том, чтобы исчезновение и появление под другим именем и в другом облике прошло успешно, то любое сообщение о том, как он живёт-поживает, может содержать в себе необходимые зацепки, которыми не преминут воспользоваться Петров и Боширов, а равно Юстас и Алекс.
Возможно, зацепки очень косвенные, но тем не менее. Юстас с Алексом тоже не дураки.
Но эта сама собой разумеющаяся методика защиты свидетеля почему-то неизвестна нынешним спецслужбам Запада.
Год назад была подобная же странность с разоблачителем российского допинга Г.М. Родченковым, бежавшим в США. Боясь, что и там его достанут агенты Кремля, он переменил внешность. Но, обезопасив себя пластической операцией и даже сбрив усы, он тут же явился в своём новом образе перед телекамерой немецкого канала ARD. Очевидно, чтобы Петрову и Боширову было понятнее. То ли кураторы Родченкова были совсем идиоты, то ли они держали за полных идиотов свою целевую аудиторию.
Однако случай со Скрипалём ещё хуже и неприятнее. Весь этот год скрывая его и от русского посольства (притом что он вообще-то гражданин РФ), и от родственников (не давая им визы), и от всего мира, они вдруг явили широчайшую гласность и транспарентность, сообщив о его нынешних проблемах со здоровьем.
Но такая странность уже случалась. Никогда ни советскому народу, ни всему миру не сообщалось ничего о состоянии здоровья И.В. Сталина. Его жизнь вообще была предметом полной тайны — как жизнь всякого божества. И вдруг 4 марта 1953 года по радио объявили о том, что товарищ Сталин серьёзно болен и у него дыхание Чейна — Стокса.
В лагерях эта новость была живо воспринята. В бараках обсуждалось, что бы это значило, и на помощь призывались врачи из зэков, которые, по предположению, знали, что это за Чейн-Стокс такой. Тут один зэк, ничуть не врач, негромко заметил: «Вы ничего не понимаете. Если бы он был жив, такое сообщение по радио ни за что бы не появилось».
То есть удивительная откровенность в вопросе о состоянии здоровья некоторого лица в сочетании с предыдущей полной секретностью равнозначна некрологу.
Киноклюкву про смерть Сталина англичане снимать умеют, а вот такое простое соображение, доступное даже иному зэку, для просвещённых мореплавателей слишком сложно.
А может быть, и не сложно — просто цинизм уже зашкаливает.
Замечено уже давно и не мной, что в течение всего последнего года аккурат перед переговорами Мэй по брекзиту - живой или мертвый, здоровый или больной, дуэтом с дочерью или соло - но неизбежно всплывает Скрипаль.
Так как решения по брекзиту до сих пор нет, более того, нет даже примерного понимания, каковым это решение должно быть (там у них в Северную Ирландию все уперлось) - стороны брекзита не исключают пролонгирования всей этой бодяги на неопределенное время, для начала до июля.
Так вот. Исходя из этого полагаю, что Скрипаль будет еще неоднократно помирать, воскресать, заболевать, выздоравливать, рожать, крестить, жениться и разводиться.
В общем, попкорна может не хватить.
Комментарии
Но вот простейший вопрос-а нахрена России этот Скрипаль?
Отставной козы барабанщик, отсидевший за преступления, каким к чертям спецслужбам он нужен?
Кроме как английским, "чиста поржать". Ну любят они провокации!