К вопросу об общественном контроле

На модерации Отложенный

Давайте задумаемся: вправе ли российское общество контролировать государство и качество государственного управления, что касается, в частности, судопроизводства?

Один мой учёный друг – кандидат юридических наук, порекомендовал мне свою статью на тему общественного контроля над судебной системой предложить научно-практическому юридическому журналу «Правосудие в Татарстане».

Но когда мне сказали, что это статья в лучшем случае будет опубликована в августе, я предложил её Эху Москвы, а расширенную версию этой статьи газете «Честное слово. Казань»…

Итак, согласно Конституции РФ российский народ (точнее, российское общество) источает государственную власть и, следовательно, имеет право её контролировать...

На обложке упомянутого журнала красуется сентенция византийского императора Флавия Петра Савватия Юстиниана о правосудии, которое он определил, как «неизменную и постоянную волю предоставлять каждому его право». Есть, впрочем, и другие определения.

Владимир Даль, например, правосудием считает «правый суд, решение по закону»; Сергей Ожегов – «деятельность судебных органов», а Дмитрий Ушаков – «судебную деятельность государства».

Но кто бы и как не определял правосудие, оно представляет важнейшую функцию государства.

Так, есть ли у российского общества право контролировать качество реализации этой функции?

Правовые основы общественного контроля устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N212-ФЗ, в котором есть одна важная оговорка: «Осуществление общественного контроля (…) за деятельностью судов регулируется соответствующими федеральными законами» (п. 2 ст. 2).

«Соответствующих законов» пока нет, но это не означает, что у общественности нет права контролировать качество государственной судебной системы.

Возможные оппоненты могли бы сослаться на конкуренцию общей и специальной норм права, регулирующих общественный контроль, в условиях которой применению подлежит специальная норма. Но ведь специальной нормы для общественного контроля над судом не существует.

А это означает, что по крайней мере у зарегистрированных субъектов общественного контроля всё же есть право контролировать качество работы судебной системы, опираясь на упомянутый Федеральный закон.