Снимите желтые жилеты!

Фото: Пресс-служба полиции Израиля

Нужны ли Израилю массовые протесты во французском стиле?

Яков ЗУБАРЕВ

 

Около тысячи человек приняли в преддверие позапрошлой субботы участие в демонстрации протеста против подорожания жизни и повышения цен на целый ряд товаров и услуг. Демонстранты, то и дело перекрывавшие перекресток у торгового центра "Азриэли" в Тель-Авиве, надели желтые жилеты – по примеру недавних участников подобных демонстраций во Франции. До бесчинств и раненых, как это происходило в Париже, дело не дошло, но десять человек полиции пришлось задержать за нарушение общественного порядка. Впрочем, восемь из них почти сразу были отпущены, двое остальных присоединились к ним на следующий день.

https://www.youtube.com/watch?v=gJC41XejX5U 

Одна из демонстранток, Галит, призналась мне, что ее семья не может дожить до конца месяца на зарплату, которую они с мужем получают вместе. Трое детей требуют не только питания: расходы на школу и детский сад, на одежду и маленькие радости не позволяют отложить хоть какую-то сумму "про запас". А то, что происходит в последнее время с ценами на овощи-фрукты, просто выводит из себя.

Негодование Галит понятно. Я рассказывал недавно о знакомой семье пенсионеров, которые вынуждены отказать себе в регулярных прежде фруктовых ужинах. Если раньше, сравнивая цены на продукты у нас и в Европе, мы успокаивали себя тем, что в Израиле хотя бы овощи и фрукты дешевы, то сегодня и это преимущество испарилось, как дым. Более того, европейские цены на эти продукты могут теперь запросто конкурировать с нашими.

Поводом же для нынешней акции протеста послужили появившиеся в последние две недели сообщения разных производителей о намерении повысить с нового календарного года цены на свои товары и услуги.

Первыми в этом ряду встали пищевики. "Осем", "Тнува", "Тара", "Темпо", "Высоцкий", "Махлевот-Гад", "Юниливер Исраэль" — практически все главные поставщики основных продуктов питания заявили о повышении оптовых цен. У большинства компаний это повышение незначительное, в переделах 2-4 процентов, но "Высоцкий" и "Кимберли Кларк" (то есть "Кока-кола Исраэль") поставили рекорд – они намерены поднять цену сразу на 10 процентов.

Справедливости ради заметим, что все эти компании в течение почти семи лет не поднимали цены на свою продукцию. Это был своего рода их ответ на волну "коттеджного" протеста 2011 года. Опасаясь, что волна захлестнет не только "Тнуву", они на несколько лет затаились, но нынче их терпению пришел конец. За эти семь лет, утверждают пищевики, подорожали электроэнергия, вода, муниципальный налог, увеличились расходы на транспорт, упаковочные материалы, а самое главное – на заработную плату, минимальный уровень которой вырос на 30 процентов. Все это, естественно, отразилось на себестоимости продукции. При этом чистая прибыль предприятий пищевой промышленности составляет всего 7-8 процентов, что не позволяет им вкладывать средства в совершенствование технологий и развитие отрасли.

По мнению экономистов-пищевиков, если уж правительство действительно хочет бороться с подорожанием жизни, ему следует отменить НДС (налог на добавленную стоимость) на продукты питания, который в других развитых странах заметно ниже, чем у нас, или – как в Англии, Германии или Франции — вообще отсутствует.

Это замечание справедливо, но только отчасти. Одна из причин высоких цен на продукты в Израиле – крайне низкий уровень конкуренции. Ряд крупных торговых сетей, стремясь успокоить возмущение покупателей, сделали обходной маневр – стали продавать отдельные продукты под своим брендом и чуть дешевле. Однако это не особенно повлияло на общую картину потребительского настроения: перечисленные выше десяток компаний все равно остаются главными игроками на продовольственном рынке, держащими в своих руках от 50 до 80 процентов поставок товара.

На потребительское настроение оказывает влияние и тот факт, что продукты питания, в отличие от промышленных товаров, нельзя заказать по Интернету у тех производителей, которые предлагают приемлемую цену. Свежее мясо не выпишешь из Польши, а дешевый йогурт – из Германии, вот и приходится довольствоваться тем, что предлагают розничные сети.

Просьбу о повышении цен, находящихся под контролем государства, подали и хлебопекарные предприятия. В своем письме в ценовую комиссию при министерствах финансов и экономики они просят увеличить на 3.4 процента цены на хлеб "ахид", халу и на белый хлеб. Хотя речь в данном случае идет о нескольких агорот, будет ли получено такое разрешение, неизвестно. Министр финансов Моше Кахлон неоднократно отказывался издавать указ о повышении государственных цен на хлеб и молочные продукты, а чтобы успокоить производителей последних, подписал с ними в рамках реформы молочного хозяйства соглашение, предусматривающее снижение цен на молоко и таможенных пошлин на сыр и другие молочные продукты.

Между тем, в соревновании за повышение цен участвуют не только отечественные кормильцы. Руководство всеми любимой Электрической компании тоже заявило, что с первого января поднимает цену на электроэнергию — от 7 до 10 процентов. Казалось бы, с чего, если в наступающем году компания намерена получать более дешевую энергию от крупных солнечных электростанций? Оказывается, в прошлом правительство заключило с производителями солнечной электроэнергии договора на покупку у них энергии по 65 агорот за киловатт-час – заметно выше, чем предусматривалось. Кроме того, себестоимость энергии, производимой на традиционном топливе – угле и мазуте, тоже поднялась вследствие их удорожания. "А как же природный газ, на котором работает сегодня почти половина электростанций?" — спросит дотошный читатель. Выясняется, что и здесь правительство сплоховало: по соглашению с газодобытчиками цена на "голубое топливо" тоже повышается на 10 процентов. А тут еще рост курса доллара, которым оплачивается топливное сырье. В общем, куда ни кинь – всюду клин.

Но и это еще не все. Кто не забыл, в Электрической компании грядет реформа, которая обойдется государству в 7 миллиардов шекелей в течение восьми лет. Деньги эти должны пойти на пенсионные выплаты "досрочникам" и разные льготы остающимся работникам. Впрочем, я ошибся, сказав "обойдется государству". Обойдется эта реформа, прежде всего, нам, потребителям, поскольку администрация "Хеврат-хашмаль" и не скрывает, что финансирование реформы пойдет за счет повышения цен на электроэнергию. Экономисты уже подсчитали, что в предстоящем году среднестатистической семье придется заплатить за электроэнергию — читай, реформу — на 300-400 шекелей больше.

И вода течет в том же направлении: тарифы на нее поднимутся в начале 2019-го на 4.5 процента. Отныне вместо 6.6 шекеля за кубический метр мы будем платить 6.9 шекеля. Это в случае нормированного расхода на каждого члена семьи. А если кто-то позволит себе выйти за пределы нормы, ему придется платить за каждый сверхнормативный кубометр 13 шекелей вместо 12.4. Напомним, что норматив расхода воды на семью из 4 человек составляет 15 кубометров в месяц.

По следам этой волны подорожаний и родился новый митинг протеста. Он не перерос пока в массовый марш, не вылился на площади и скверы в виде палаточных городков, которые мы наблюдали в течение длительного времени после демонстраций 2011 года. Не желая, однако, дальнейшего осложнения ситуации, Моше Кахлон уже назавтра после митинга у "Азриэли" объявил об упразднении таможенных пошлин и налогов на покупку на общую сумму в 1.5 миллиарда шекелей.

В первую очередь эта отмена касается самых ходовых промышленных товаров – мобильных телефонов и электроники. Насколько значим этот шаг, говорит пример с импортом смартфонов, цена которых в Израиле была одной из самых высоких в мире. Происходило это потому, что при пересечении границы на стоимость аппарата накладывался налог на покупку в размере 15 процентов плюс НДС в размере 17 процентов. Снижение цены почти на треть позволит израильтянам покупать смартфоны в своей стране, а не за границей.

Отменен 12-процентный налог на покупку бытовых холодильников объемом до 800 литров. То же относится к обогревательным приборам, обуви, очкам, миксерам и соковыжималкам. А телевизоры в связи с упразднением на них налога должны подешеветь от 15 до 30 процентов. Все эти меры идут в рамках программы по снижению или отмене пошлин, начавшейся в прошлом году.

Нельзя не отметить другой факт, касающийся уровня жизни израильтян. Нынешняя демонстрация протеста против удорожания жизни собрала небольшое количество сторонников. И этому есть причина: несмотря на действительно высокие по сравнению с другими странами цены (против которых, действительно, надо бороться), общий уровень нашего благосостояния не столь плачевен, как его хотят представить некоторые интересанты. Обнародованные только что данные Центрального статического управления говорят о том, что уровень неравенства в стране – так называемый коэффициент Джини — впервые за последние 20 лет упал до самой низкой отметки. Если десять лет назад он составлял 0.38, то в минувшем году – 0.35. И это снижение наблюдается третий год подряд. Правда, в ряде других развитых стран, таких, как Франция, Германия, Финляндия, данный показатель заметно лучше — 0.26-0.29, зато наш равен американскому, как и показатель уровня бедности.

Стоит напомнить, что в последние годы у нас заметно повысился размер минимальной заработной платы – до 5300 шекелей, повысились пособия инвалидам и другим социально слабым слоям населения, возрос подарок работающим с малыми доходами ("мас ахнаса шлили"). Я уже не говорю о рекордно низкой безработице, незначительной инфляции (с начала этого года она составила всего 1 процент), стабильном экономическом росте. И то, что в этом году средняя израильская семья потратила на покупку товаров и услуг на 4 процента больше, чем в минувшем, тоже говорит о нашей неплохой покупательной способности.

…Пока демонстранты протестовали у торгового центра "Азриэли", внутри него продолжался праздник жизни. Магазины, кафе, киоски в проходах — все было заполнено покупателями. Днем я зашел в такой же торговый центр в Холоне и тоже поразился наплыву людей. Эта картина больше всего говорит о реальном уровне жизни моих соплеменников. Тем не менее, многие из них предпочитают видеть лишь негативные стороны происходящего, и о своей готовности принять участие в акциях протеста против подорожания в ходе опросов заявили свыше 65% граждан страны. Другое дело, выйдут ли они на демонстрации на самом деле.

<hr class="wp-block-separator"/>

Между тем министр финансов Моше Кахлон призвал израильтян прекратить акции протеста против ожидаемого повышения цен, так как правительство и без того делает все возможное, чтобы смягчить этот удар по населению. Это заявление главы мифина прозвучало после того, как на заседании экономической комиссии активисты движения "Желтые жилеты" устроили дебош с криками "Дети в Израиле голодают!" и пообещали, что если цена на электричество возрастет, как обещано, будут такие демонстрации, которых еще не знал Израиль.

"Я очень рад, что в обществе возникла дискуссия о дороговизне жизни, о нуждающихся, о ценах на хлеб, на молоко, на электроэнергию и основные потребительские товары, — заявил Моше Кахлон журналистам после заседания фракции "Кулану". — Наконец-то в стране заговорили об этом, причем заговорили даже главы оппозиционных партий. Видимо, настал конец света — оппозиция вспомнила, что жить в Израиле дорого".

Кахлон напомнил, что еще, будучи министром связи, ликвидировал монополию компаний сотовой связи и добился ощутимого снижения цен на их услуги, и заявил что на протяжении всего последнего времени вел эффективную борьбу с дороговизной во всех сфераз жизни.

"Давайте перечислим несколько фактов. За последние три с половиной года цены снизились на электроэнергию, воду, продукты питания; мы отменили пошлины, начали субсидировать группы продленного дня, дали "Накопления каждому ребенку". Нам удалось сократить социальные разрывы, благодаря усилиям нашей фракции, слабейшие категории населения получили возможность жить лучше. Мы повысили минимальную заработную плату до 5300 шекелей, реальная средняя зарплата выросла на 12 процентов. Это самый высокий показатель за последние десять лет. Я не готов принять повышение цен, о котором в последнее время говорят: у нас есть упорядоченная программа по этому вопросу, которую мы вскоре представим. Мы продолжаем работать на благо малообеспеченных израильтян и среднего класса".

Любопытно, что когда речь идет о подорожании электроэнергии, Моше Кахлон оказывается ни при чем, а вот удешевление электроэнергии – это его заслуга.

Глава минфина также обвинил журналистов в сознательном замалчивании ряда фактов. Например, того, что за последние два года после непрерывного подорожания цены на жилье не только остановились, но и поползли вниз.

В заключение речи Моше Кахлон подчеркнул, что проблема грядущего повышения цен на хлеб, цены на который находятся под контролем государства, уже практически решена, но если потребуются какие-то дополнительные шаги, то они будут сделаны. Ранее министерство экономики сообщило о достижении с руководством хлебопекарных предприятий соглашения по вопросу повышения цен на их продукцию. В соответствии с договоренностью, цены на три из пяти основных видов хлеба, которые контролируются государством, останутся без изменений. Речь идет о стандартном сером хлебе ("лехем ахид кеэ") весом 750 граммов, белом хлебе весом 750 граммов и нарезанном белом хлебе весом 500 граммов.

Хала или дрожжевой хлеб весом 500 граммов, а также стандартный нарезанный серый хлеб ("лехем ахид кеэ парус") по 750 граммов подорожают на 3.85 процента: хала станет дороже на 19 агорот, а стандартный серый нарезанный хлеб — на 26 агорот.

Данное соглашение должно еще быть утверждено комиссией по ценам и юристами. Но вот о чем забывают упоминать и политики, и участники протестного движения, так это о том, что значительнее всего за последние семь лет подорожали фрукты — на 33 (!) процента, и фермеры утверждают, что главные виновники этого — торговые сети и оптовики. И на них правительство почему-то не может найти управы.

Активисты протестного движения распространили ответное заявление, в котором заверили: "Никто не заставит нас молчать, отпуская язвительные и пустые замечания".

Тем временем борьба израильских "желтых жилетов", похоже, начала приносить первые плоды: после встречи с министром финансов Моше Кахлоном компания "Осем" решила временно отказаться от повышения цен на свою продукцию. Одновременно появилось сообщение о снижении цен на яйца — чисто символическом, конечно, всего на 1.2 процента (то есть стоимость дюжины яиц снизится, в зависимости от величины, на 8-14 агорот), но в данном случае важна тенденция.

"Новости недели"

Поделиться ссылкой: