О нации и демократии: от 11 сентября в Нью-Йорке до 11 декабря 2010 в Москве

 

Вопросы без ответов. Часть первая
Что такое "нации" и как они уживаются в современном мире?

11 декабря 2010 года в Москве невольно «рифмуется» с 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.  Отличий множество, но сходство очевидно. И в том, и в другом случае – национальный протест. А если кто скажет, что теракт 11 сентября организовали американские, а акции 11 декабря российские спецслужбы, то я отвечу: это ровно ничего не меняет.

После 11 сентября в Нью-Йорке прошло 10 лет. Американцы как «титульная нация» как то справляются с национальными протестами без эксцессов.

После 11 декабря прошел месяц.

Что дальше?

Удастся ли  разобраться в том, что и почему произошло?

Сможем ли мы  понять, зачем,  что и как делать?

Вот мне пишут:

«А кто сегодня защищает в Думе интересы титульной нации? Никто. Так чего же обижаться, что протест принимает нецивилизованные формы? И, заметьте, если будут прессовать, а не разбираться в причинах, будет еще погромче».

Мой собеседник прав. В Государственной думе РФ,  которая с некоторых пор уже не место для дискуссий, ни разговаривать, ни тем более принимать решения, кажется, некому.

Придется нам самим разбираться. И самим принимать решения … Хотя бы для себя.

Для начала хорошо бы понять,  что такое «титульная нация», в чем ее «интересы» и как их можно «защищать»?

Национальность можно определять по «крови»,  по ментальности, по религии, по языку,  по культуре,  по гражданству... Но есть и еще  способ определения национальной принадлежности человека, который как раз и принят в современном мире. Человек сам по собственной воле определяет свою национальность…

Понятно, что при этом будут совершенно разные результаты… И «титульная нация» в каждом случае будет сама себя воспринимать по-разному…

И совершенно  по-разному ведет себя «титульная нация» в зависимости от своего представления о «демократии»…

Одно дело, если демократия – власть «большинства»…. Совсем иное, если демократия – уважения к интересам меньшинства… Но есть и представление о демократии как о взаимном уважении интересов любых  наций, которое как раз и принято в современном мире.

Разберемся?