Адвокатские консультации - на что можно нарваться

Решать вопрос об отмене очередного решения мирового суда, вынесенного в другом городе, мне все равно когда-то нужно. Однако, не горит. Сейчас уже не помню, что именно в тот момент сподобило меня зайти в адвокатский кабинет. То ли скучно было, то ли бес попутал. Но зашел. Пока поднимался по ступенькам, сформулировал предлог, как раз на счет того решения. Хотя адвокат как таковой мне особенно ни к чему. Дело мое, в общем и целом длинное, решение мирового суда в нем не более, чем эпизод, мне главное, чтобы по делу шла бесконечная переписка. Поэтому надо просто в очередной раз написать и отослать по почте заявление.

- Могу ли я вам помочь? Дежурный вопрос дежурной «ресепсистки». И дежурный ответ:

- Лично вы не знаю, мне нужно выяснить, могу ли я получить помощь адвоката.

Фыркнула, что за адвоката не приняли, ушла, вернулась, пригласила в кабинет. Сижу напротив адвоката, излагаю дело.

- Мне нужно отменить решение мирового суда по таким вот основаниям. Соответственно, от вас мне нужно согласие – беретесь ли вы за это дело, и сколько это будет стоить.

- Вам в данной ситуации адвокат и не нужен, основания для отмены имеются, только заявление написать.

- Я об этом не спрашиваю. Что надо написать заявление я и так знаю. Для этого юридического образования не надо. Мне надо, чтобы все было сделано «за меня». Я готов заплатить, чтобы самому не напрягаться. Так вы беретесь, или нет.

- Ну если уж хотите, чтобы непосредственно адвокат этим занимался, то лучше обратиться по месту нахождения мирового суда. Я уже упоминал, что мировой суд, где вынесено решение, находится в другом городе, и адвокату я об этом сказал.

- Ну ладно, тогда пойду.

- С вас пятьсот рублей. Я подумал, что ослышался, поэтому переспросил:

- Сколько?

- Ну триста, ну сколько не жалко.

- За что? Знаете, в ранней молодости, когда я поступал в институт, у меня был похожий случай. Я зашел вот также к адвокату, и спросил, имею ли я право на льготы при поступлении. Он ответил, что имею, и что за ответ я должен ему один рубль. Скрепя сердце, заплатил. Я чувствовал, что меня обманули, что надо было послать по известному адресу, но подобно Чеховской Каштанке не мог сформулировать. Пошел к другому адвокату и тот сказал, что вопрос этот крайне спорный и мне следует обратиться в минвуз. Денег не спросил. В минвузе оказалось, что вопрос действительно спорный, и толком никто не знает. Тем временем, начались вступительные экзамены. Я все сдал успешно, и никаких льгот не понадобилось. Поэтому тему до конца не довел. Но остался вопрос – какой из тех адвокатов был честным, а какой жуликом?

- Ну вы же на консультацию пришли.

- Какая еще консультация? Я пришел спросить, можете ли вы сделать именно это, и сколько это стоит. Вы же отказались, а теперь пятьсот рублей вам. За что – за словоблудие?  Тоже мне, «консультант», я бы даже сказал, «консультер». Никаких консультаций, тем более от таких «консультеров» мне не нужно.

В ответ молчание и злое сопение, поэтому продолжаю:

- Хорошо, допустим, была оказана консультация. Сформулируйте, пожалуйста, как именно был поставлен вопрос, и как именно сформулирована консультация. А далее посмотрим, какими потребительскими свойствами эта консультация обладает. Хотя бы определимся, что именно в данном случае можно назвать консультацией.

- Тогда вы просто нечестный человек. Вот так, нечестный - почему - потому что себя не позволяю «развести»? Или просто как всегда, когда нечего возразить по существу, начинается переход на личности. Такие вещи надо сразу же пресекать. Поэтому просто послал, громко и отчетливо, чтобы все присутствующие слышали.

Я не зря привел пример, что вспоминаю, как заплатил рубль и не послал. А вот сейчас больше такой ошибки не совершил. Большего такие «консультеры» и не стоят.

            Однако, надо бы определиться в принципе, за что именно я, по мнению адвоката, должен был заплатить, и сколько.

На входной двери объявление «адвокат». За прочтение объявления я должен платить? Или нет? Открываю дверь, захожу. За то, что зашел, я уже должен платить, или еще нет? За столом сидит человек. Вопрос – вы адвокат? Ответ – да, адвокат. Это уже консультация, или еще нет? Задаю вопрос, абсолютно любой, к примеру: - Мне в поликлинике выдернули зуб, но не тот, который нужно, что мне делать, зуб продолжает болеть. Получаю ответ: - Чего вы сюда пришли, идите другой дергать. Это и есть платная адвокатская консультация? Или другой вариант ответа: - Вам нужно обращаться в суд с требованием компенсации. А это уже платная консультация, или все еще нет? То есть, приходя к адвокату, оказывающему платные услуги, я должен, прежде всего, увидеть прейскурант услуг. А затем я должен знать, с какого момента пошел процесс оказания платной консультации.

            В самом начале девяностых я собрался завести кроликов. Не как отец Федор для пополнения бюджета, а просто так, для души, начитавшись журнала «Приусадебное хозяйство». И вот, как-то идя по улице, я увидел вывеску «Общество кролиководов». Может быть не точно такую, но с таким содержанием. Не то, чтобы я раньше мимо нее не проходил, но раньше внимания не обращал. А теперь все, что связано со словом «кролик», на некоторое время приобрело для меня мистический смысл. Зашел. За столом сидит неопределенного возраста тетка. Спрашиваю:

- Вот хочу завести кроликов, с чего мне начать. А в ответ слышу:

- Пятьдесят рублей.

- За что?

- За то, что буду отвечать на ваши вопросы. Я не обязана, хотите, платите пятьдесят рублей, тогда отвечу. В то время это было несколько непривычно, но вот сейчас как раз то, что надо. Если вы оказываете платные услуги, то я как потребитель должен знать, как минимум, в чем заключается услуга, сколько она стоит, и как будет все оформлено.

            То есть я должен задать вопрос, а мне должны ответить, сколько стоит ответ на данный вопрос. И пока этого нет, никаких платных консультаций не оказано. А значит, что должен быть вопрос четко сформулирован и зафиксирован, чтобы потом не было разночтений. То есть письменно с подписью клиента. И ответ точно также, письменный и с подписью адвоката. Лучше всего в форме отдельного документа на бланке с идентификационными данными адвоката. Тогда можно будет проверить качество ответа. Если же стоимость имеет сам факт общения с адвокатом, по аналогии общения с психологом, то оплата должна быть по иным критериям, например по времени общения. Главное, чтобы эти критерии были зафиксированы, и доведены до потребителя услуг адвоката именно до!!!  начала консультирования.

            Обращаясь к адвокату, клиент тем самым предлагает заключить договор на оказание платных услуг.  В законе этот вопрос не очень четко урегулирован. Но в данном случае это и не важно. Раз я должен заплатить, то должен знать, за что именно плачу.

            Допустим, я хочу квалифицированной юридической помощи, но при этом хочу полной конфиденциальности. Да ради всех святых, составляется акт об оказании консультационных услуг в устной форме, и дело с концом. Кстати, если получение денег адвокатом документально не оформляется, то это уже называется «черный нал», со всеми вытекающими.

            Я и сам в определенной степени консультант, только не юридический, а финансовый, но в любом случае представляю, чем консультация отличается от «беседы на тему». И вообще, мне особо было и не нужно. А вот ведь кому-то бывает очень нужно и с адвокатами они редко сталкиваются. Тут-то, видимо, «кидалово» и процветает. Ведь это я его послал, а скольких этот «консультер» облапошил. Такие по-крупному «кидать» не могут, а честно трудиться не хотят, вот по мелочи и сосут, подобно клещам. В эпоху соцреализма был такой термин - «несун». Не может он украсть или боится, но каждый день хоть гайку, но утащит. Надо на карте помечать крестиком такие конторы, где пытаются обмануть по мелочи. Или ставить предупреждающие знаки, подобно дорожным, например: «Осторожно – несун».