Ничего неожиданного

Для меня обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву был ожидаемым - после того, что сказал Путин, когда встречался по телевизору с народом, это было ясно. Он сказал вполне определенно, а Медведев его не опроверг – просто сказал как раз то, что надо сказать: что никто не должен вмешиваться и влиять на этот процесс.

Но у судьи страх перед какой-то расправой и перед тем давлением, которое было, оказался сильнее чем, собственно, честь и совесть. Я не верю, что он поверил в этот бред, который написан в обвинительном заключении.

Я видела, как задерживали людей вчера у суда. Меня это удивило. Когда я пришла, все было мирно, милиционеров было мало. А потом вдруг они стали прибывать, хватать людей – сначала тех, кто с плакатами, потом тех, кто громко кричал «Свободу!». Вслед им кричали: «Позор!» Потом ввели ОМОН - правда, я уже тогда ушла.

Самое сильное впечатление – это лица людей, которые туда пришли. Я давно не видела вместе так много хороших, интеллигентных, умных и добрых лиц. Вот это было то, что называется «гражданское общество».

Мне так хочется, чтобы Данилкин дал срок меньше, чем просят прокуроры. Но я больше надеюсь на кассационную жалобу, которая, конечно, будет написана. Может, тогда срок будет уменьшен. Но все равно речь идет об уменьшении срока на год-два, не больше, потому что Путин так ненавидит Ходорковского, что совладать с собой не может.

Я много думала, за что же он его так ненавидит. Во-первых, между ними когда-то произошел конфликт. Ходорковский финансировал не те партии, которые Путин считал нужным финансировать. Во-вторых, кому-то нужно было разворовать "ЮКОС". И они его разворовали, нанеся тем самым огромный ущерб нашему государству. Потому что если бы другие бизнесмены работали так, как работал "ЮКОС", мы бы жили по-другому.

И буквально на днях у меня возникла еще одна мысль. Путин ненавидит Ходорковского, потому что он завидует ему: его таланту, уму, красоте, умению хорошо говорить, умению держать удар, пониманию, что надо делать. Он завидует ему как личности, крупной личности.

И еще. Путин все-таки понимает, что теперь он еще меньше получит народной поддержки. Его и раньше-то далеко не все любили, а сейчас и того меньше. Ходорковского же не предал ни один человек из его команды. Кого-то посадили пожизненно, кого-то пытали, но никто его не оговорил. И это в том числе и потому, что он действительно невиновен.

Я Ходорковского бесконечно уважаю. А еще уважаю Юрия Марковича Шмидта, который, будучи совершенно больным, не просто тратит время, силы – он жизнь положил на это дело. Не на каждого человека найдется адвокат, который будет жертвовать остатками здоровья, чтобы помочь.