Как Израиль помогает ХАМАСу: экспорт из Газы вырос в 10 раз

По сообщению израильского аналитического портала Mida военно-политические истеблишмент не следит за тем, кто, кому и как продает товары из Газы. Между тем, экспорт из палестинского анклава в последние годы увеличился в 10 раз.

Статистические данные Офиса Координации Правительственной Активности на Территориях свидетельствуют о том, что с момента окончания операции “Нерушимая Скала” экспорт из Газы увеличился более чем в 10 раз. В 2014 году из Газы выехали 232 грузовика, в 2017 их количество увеличилось до 2680.

За первые пять месяцев 2018 года из Газы выехали 1728 грузовиков. Такими темпами количество грузовиков, выехавших из Газы к концу года составит 4100. Это на 1700% больше, чем в период Нерушимой Скалы.

Эти данные стали известны после запроса в Офис организации Лави, сделанного на основании положений закона о свободе слова.

В заявлении Лави говорится: “Речь идет о беспрецедентном скандале. Мы требуем от министра обороны Израиля Авигдора Либермана немедленно заняться этим вопросом и прекратить экспорт из Газы в Израиль”.

Израильская политика в отношении торговли с Газой пережила радикальные изменения за последнее десятилетие. По данным лефтистской организации Гиша, за первые семь лет правления ХАМАСа только 13-14 грузовиков в месяц выезжали из Газы. Это – менее одного процента экспорта из Газы в период, предшествовавший захвату власти ХАМАСом. В 2011 ЦАХАЛ закрыл КПП Карни – единственный, через который товары из Газы шли в Израиль.

 

В ноябре 2014, после “Нерушимой Скалы” правительство радикально изменило описанную политику и впервые позволило продажу товаров из Газы на территории Иудеи и Самарии. В апреле 2015 список товаров, позволенных к вывозу из газы был расширен – и в него включили текстиль, мебель и металлолом.
 

 

Это изменение реально отразилось на статистике торговли. Если в 2012-2014 через КПП Керем Шалом прошли 1633 грузовика, то уже в 2015 их количество увеличилось до 1461. После этого, минимум 2400 грузовиков в год вывозят товары из Газы – и 2018 обещает побить все рекорды.

Большая часть товаров из Газы продается арабскому населению Иудеи и Самарии. Из более чем 8000 грузовиков выехавших из Газы за последние три с половиной года не более трети (2665) направлялись в Израиль. Главными товарами Газы являются сельскохозяйственные продукты ( 3 260 тонн) и металлом (4 273 тонны). Газа также продает мебель, продукты и текстиль.

Следует отметить, что движение в обратном направлении – предоставление “помощи” Газе имеет совершенно другой масштаб. За последние два года в Газу въехало более 330 тысяч грузовиков (452 в день). Они привезли миллионы тонн продовольствия, дизельного топлива, бензина, автомобилей. Строительных материалов и цемента.

Израиль, кроме того, намерен “предоставить полноценный пакет помощи Газе” – включая строительство солнечной электростанции в районе КПП Эрез для снабжения анклава электроэнергией.

“ в соответствии с просьбой Палестинской автономии”.

Подобного рода “нормализация” и массивный рост объема торговли с Газой являются главным источником усиления террористического режима ХАМАСа. Сам Офис Координации Активности Правительства признает, что “значительная часть” цемента, попадающего в Газу идет не на строительство жилых домов, но на террористические туннели. С момента окончания Нерушимой скалы ХАМАС вложил в тоннели 440 миллионов шекелей. В то же время, жилищный рынок в Газе практически не двигается – потому что ХАМАС взимает 17-процентный налог с каждой сделки купли- продажи недвижимости. Офис добавляет, что электричество для строительства тоннелей поставляется бесперебойно, 24 часа в сутки, в то время как свет отключается на много часов каждый день и в госпиталях, и в жилых домах.

Доходы ХАМАСа от налогов составляют 100 миллионов шекелей в месяц, или 1,2 миллиарда шекелей в год. Речь идет не только о налогообложении контрабанды, поступающей через тоннели, но и о налогах на легитимный импорт. Так, ХАМАС взимает налог в размере 50 шекелей за каждый электроприбор, который привозят в Газу, 100 шекелей за тонну овощей и фруктов, 300 шекелей за ввоз партии игрушек и 700 – за ввоз партии мебели.

Большая часть налоговых доходов уходит на выплату зарплат и пособий членам ХАМАСа.


 


Одновременно ХАМАС не оставляет попыток организовать ввоз в Газу запрещенных товаров: квадрокоптеров, телескопов, биноклей, моторов, приборов ночного видения, камер, радио, ножей, деталей оружия и прочих “товаров двойного назначения”.

В военно-политическом истеблишменте не существует консенсуса относительно того, что следует делать в связи с сложившейся ситуацией. Министр обороны Авигдор Либерман заявляет: “Довольно со всеми этими галлюцинациями и иллюзиями на тему того, что экономическая ситуация может привести к улучшению в Газе. Те, кто хочет электричества больше, чем четыре часа в день должны свергнуть режим ХАМАСа”. Либерман якобы разругался с начальником Генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкотом, требующим немедленного увеличения помощи Газе, без всяких предварительных условий для ХАМАСа. Премьер-министр Нетаниягу также говорит об “удушающей” экономической ситуации в Газе.

Как представляется, на настоящий момент правительство рассматривает экономическую помощь Газе в качестве основного инструмента , сдерживающего эскалацию. С его точки зрения, ситуация на северной границе и необходимость завершения строительства подземного барьера вокруг Газы являются главными приоритетами. Как придется расплачиваться за происходящее тем временем усиление ХАМАСа мало кто думает.