Как командование РККА старалось плененных врагов спасти

В начале 1943 года командование Красной Армии после серии удачных наступательных операций вынуждено было задуматься о том, как эвакуировать захваченных в плен вражеских солдат.
Количество захваченных пленных резко возрастало уже с ноября 1942 года. А к началу января 1943 года стало ясно, что близок конец 6-й армии Паулюса в Сталинграде, никто ее уже не спасет. Следовало подготовиться к поступлению такого количества пленных, которого Красной Армии еще никогда в ходе Великой Отечественной захватывать не удавалось.
Раздетых пленных надо одеть из трофейных запасов
Замнаркома обороны генерал-полковник интендантской службы А. Хрулев подписал 2 января 1943 года «Приказ об упорядочении работы по эвакуации военнопленных с фронта».
В приказе было отмечено, что многие пленные умирают «еще до отправки в тыл, а также в пути следования». Причина этого заключалась в недочетах в организации отправки пленных в тыловые лагеря. Им зачастую приходилось проходить по 200-300 километров пешком до пунктов погрузки, почти не получая пищи в пути, со всеми вытекающими из этого последствиями. У значительной части из них не было теплой одежды. Еще до того Хрулев приказывал обеспечивать таких раздетых пленных за счет трофеев, но это приказание зачастую не выполнялось.
Пункты сосредоточения пленных и приемные пункты НКВД плохо обеспечивались продовольствием, одеждой и транспортом. При перевозке пленных железнодорожным транспортом хронически не хватало вагонов, причем те, что все же выделялись, зачастую не были оборудованы печками, унитазами, хозинвентарем.
Хрулев отмечал в приказе, что раненых и больных пленных часто не принимают во фронтовых госпиталях на лечение, а отправляют в приемные пункты и лагеря НКВД общими этапами.
Суточный пеший переход военнопленных ограничить 25-30 километров
Поэтому «в целях решительного устранения недочетов в обеспечении военнопленных и сохранения их как рабочей силы» было приказано принять меры к устранению выявленных недостатков:
Командующим фронтов:
1. Обеспечивать немедленную отправку военнопленных войсковыми частями в пункты сосредоточения. Для ускорения отправки использовать все виды транспорта, идущие порожняком с фронта.
2. Обязать командиров частей питать военнопленных в пути до передачи их в приемные пункты НКВД по нормам, утвержденным Постановлением СНК СССР № 18747874с. Колоннам военнопленных придавать походные кухни из трофейного имущества и необходимый транспорт для перевозки продуктов.
3. В соответствии с положением о военнопленных, утвержденным Постановлением СНК СССР № 17987800с от 1 июля 1941 г., своевременно оказывать все виды медицинской помощи раненым и больным военнопленным.
Категорически запретить направление в общем порядке раненых, больных, обмороженных и резко истощенных военнопленных и передачу их в приемные пункты НКВД. Эти группы военнопленных госпитализировать с последующей эвакуацией в тыловые спецгоспитали, довольствуя их по нормам, установленным для больных военнопленных.
4. Выделять достаточное количество войсковой охраны для сопровождения военнопленных с места пленения до приемных пунктов НКВД.
5. Во избежание длительных пеших переходов максимально приблизить пункты погрузки военнопленных к местам их концентрации.
6. Командирам частей при отправлении военнопленных сдавать их конвою по акту с указанием количества конвоируемых, запаса продовольствия, выданного для военнопленных и приданного колонне-эшелону имущества и транспорта. Акт о приеме военнопленных предъявить при сдаче их в приемные пункты.
Начальникам конвоев передавать по акту все документы, изымаемые у военнопленных, для доставки их в приемные пункты НКВД.
7. Суточный пеший переход военнопленных ограничить 25-30 километров. Через каждые 25-30 километров пешего перехода устраивать привалы-ночевки, организовывать выдачу военнопленным горячей пищи, кипятка и предоставлять возможность обогрева.
8. Оставлять у военнопленных одежду, обувь, белье, постельные принадлежности и посуду. В случае отсутствия у военнопленных теплой одежды, обуви и индивидуальной посуды обязательно выдавать недостающее из трофейного имущества, а также из вещей убитых и умерших солдат и офицеров противника.
9. Командующим фронтов и военных округов:
а) в соответствии с распоряжениями штаба Главного управления тыла Красной Армии за № 24/103892 от 30.11.42 г.
и Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии за № 3911/ш от 10.12.42 г. немедленно проверить обеспеченность приемных пунктов НКВД и лагерей-распределителей продуктами питания, создать необходимые запасы на пунктах и в лагерях-распределителях для бесперебойного питания военнопленных;
б) полностью обеспечить приемные пункты и лагеря-распределители НКВД транспортом и хозинвентарем. В случае массового поступления военнопленных, немедленно выделять пунктам и лагерям дополнительно необходимый транспорт и инвентарь.
10. Начальнику ВОСО Красной Армии:
а) обеспечивать подачу необходимого количества вагонов для немедленной отправки военнопленных в лагеря; оборудовать вагоны нарами, печами, унитазами и бесперебойно снабжать топливом в пути следования; использовать для эвакуации военнопленных в тыл эшелоны, освобождающиеся из-под бое-состава;
б) обеспечить быстрое продвижение эшелонов в пути наравне с воинскими перевозками;
в) организовать в Управлении ВОСО Красной Армии диспетчерский контроль за продвижением эшелонов с военнопленными;
г) установить нормы погрузки военнопленных: в двухосные вагоны — 44-50 человек, четырехосные — 80-90 человек. Эшелоны военнопленных формировать не более 1500 человек в каждом;
д) обеспечить бесперебойное горячее питание военнопленным и пополнение путевого запаса продовольствия на всех военно-продовольственных и питательных пунктах по продаттестатам, выдаваемым воинскими частями, приемными пунктами и лагерями НКВД;
е) организовать безотказное снабжение военнопленных питьевой водой, обеспечить каждый двухосный вагон тремя и четырехосный — пятью ведрами.
11. Начальнику Главсанупра Красной Армии:
а) обеспечить госпитализацию раненых, больных, обмороженных и резко истощенных военнопленных в лечебных учреждениях Красной Армии на фронте и в прифронтовой полосе;
б) организовать их немедленную эвакуацию в тыловые спецгоспитали;
в) для медико-санитарного обслуживания военнопленных в пути выделять необходимый медицинский персонал с запасом медикаментов. Для этих целей также использовать медицинский персонал из военнопленных;
г) организовать на эвакопунктах просмотр и проверку проходящих эшелонов с военнопленными и оказание медицинской помощи заболевшим. Не могущих следовать по состоянию здоровья немедленно снимать с эшелонов и госпитализировать в ближайшие госпитали с последующей переотправкой в тыловые спецгоспитали;
д) проводить санитарные обработки военнопленных с дезинфекцией их личных вещей в пути следования эшелонов;
е) организовать комплекс противоэпидемических мероприятий среди военнопленных (до передачи их в лагеря НКВД).
12. Запретить отправление военнопленных в необорудованных под людские перевозки и неутепленных вагонах, без необходимых запасов топлива, путевого запаса продовольствия и хозинвентаря, а также неодетых или необутых по сезону.
Миссия невыполнима
Надо полагать, что подписывая этот приказ, Хрулев прекрасно понимал, насколько проблематично было его выполнение на практике.
На разных фронтах в это время Красная Армия наступала, чрезвычайно сложно было своевременно обеспечить части боеприпасами, горючим, продовольствием и медикаментами. Важен был буквально каждый эшелон, подвозящий необходимое. И на таком фоне заботиться об обустройстве вагонов для вывоза пленных? Следить за тем, чтобы их не более 1500 человек в каждом эшелоне было, пункты питания и обогрева создавать?
От оказания своевременной медицинской помощи зависела жизнь множества раненых бойцов и командиров. Проблем у военных медиков было множество. И к этому еще добавлялась необходимость принимать на лечение раненных и обмороженных пленных. Вдобавок к этому, многие из них (особенно поступавшие из Сталинградского котла) были заражены серьезнейшими инфекционными болезнями – тифом, дизентерией и т.д. Выполнение приказа Хрулева было связано еще и с прямым риском для советских медиков. Многие из тех медработников, кто оказывал пленным медицинскую помощь, не смогли уберечься от тифа и заболевали вплоть до летального исхода.
Но то, как приказ выполнялся на практике, заслуживает отдельного рассмотрения…
Комментарии
их милиона пленных Сталинграда.выжило едва 100.000 тысячь
наверное для того пишут.что бы знали что Россия "гуманная страна".
Автор, видимо, еще не проспался со дня победы
Ты, наглая лживая погань, хотя бы не врал бы так внаглую, поперек советских, американских и немецких источников оптом. В шестой армии Паулюса в октябре 1942 года числилось 334 тысячи человек, потом чуть больше (с октября в армию передали еще 3 дивизии, было 17, стало 20).
При окружении группировки в котле оказалось 250К немецких и прочих солдат. На начало февраля, когда группировку начали добивать, сдалось 90 тысяч. Какой, к хренам, миллион?!
И - прикрой свой вонючий ротик. Единственная операция, после которйо была огромная смертность пленных - сталинградская. Потому что немцы а) старательно превратили в пустыню все окрестности города, и б) не очень-то и старались одеть и накормить своих солдат - при ликвидации котла обнаруживались склады новой зимней формы на ватине - а солдаты сдавались в плен в шинелках. И еда распределялась столь же неравномерно, так что солдаты к февралю дохли как мухи от туляремии, тифа (вши), обезвоживания (нет там серьезных источников воды, в степи под Сталинградом - а снег в питье не годится.) и мороза. Как блокадники, попав на большую землю, продолжали умирать - так мерли и солдаты, которых бросил герр Паулюс.