Борис Вишневский: "Дайте себе честный ответ"

За минувшие сутки прочел десятки мнений моих друзей, недовольных участием Аркадия Бабченко в инсценировке собственного "убийства". 
Потому что это "цель оправдывает средства", "игра с дьяволом", "недопустимое манипулирование информацией" и так далее и тому подобное. 
Никого не хочу учить или осуждать. 
И, возможно, буду не оригинален. 
Но предложу пройти простой личный тест. 
Итак, к вам - именно к вам, а не к вашим знакомым, - приходит спецслужба и говорит: у нас есть информация, что вас "заказали", и мы знаем киллера. Он готов сотрудничать. Готовы ли и вы сотрудничать, инсценируя собственное убийство - чтобы надежно изобличить организаторов и заказчиков? 
Вы можете согласиться - а можете отказаться. 
При этом вы знаете, что "заказ" не исключен и опасность реальна. 
Потому что вы знаете, что могут убить за слова, которых вы много наговорили и написали. 
Потому что вы помните, что случилось с Анной Политковской, Ларисой Юдиной, Натальей Эстемировой и Борисом Немцовым. 
Вы можете спросить у спецслужбистов: если вы знаете киллера - так арестуйте его, и я спасен! На что вам ответят: киллер - это как пистолет, который легко заменить. Надо выйти на организаторов и заказчиков - поэтому надо инсценировать ваше "убийство", чтобы изобличить их. И чтобы, возможно, спасти и другие жизни, кроме вашей - у них могут быть и другие потенциальные жертвы. 
Как поступите лично вы? 
Согласитесь сотрудничать или нет? 
Зная цену спецслужбам, которые собаку съели, используя людей в своих целях? 
Понимая, что это может быть их игрой? 
И понимая, в каком состоянии будут находиться (пока инсценировка не закончится и карты не будут раскрыты) ваши родные и друзья? 
Конечно, ответы могут быть разными. 
Но мне кажется, что большинство в ситуации возможной угрозы своей жизни - при всем скепсисе в отношении спецслужб, - выберет первый вариант. 
Удалась ли "спецоперация "Бабченко", получилось ли изобличить организаторов его убийства и выйти на заказчиков, что и как будет предъявлено и с какой степенью убедительности - это мы скоро узнаем.

А может быть, и не скоро. 
Что касается "цель оправдывает средства" - это в данном случае не вполне применимо. 
Какие, собственно, выбраны средства? 
Не пытки задержанных, не насилие над ними, не угрозы их детям - временный обман и врагов, и друзей. 
Оправдывают ли такие средства достижение такой цели, как спасение вашей (а возможно, не только вашей) жизни? 
Приведу слова моего давнего друга, собкора "Новой газеты" Сергея Золовкина - в прошлом капитана милиции, не в теории знающего суть оперативной работы. 
"Ставкой была жизнь, жизнь, как минимум, собственная, и тут уж лучше вписаться в игру профессионалов от спецслужбы, чем быть втиснутым в домовину от коллектива единомышленников и друзей". 
Сергей знает, что говорит - он лично пережил шесть только официально зарегистрированных, с возбуждением уголовных дел и судом, покушений. 
Пройдите предложенный личный тест - и честно дайте себе ответ. 
P.S. Вечером 30 мая мы в Петербурге планировали провести у Соловецкого камня акцию памяти Аркадия Бабченко. 
За полтора часа до назначенного времени стало известно, что он жив, а "убийство" было инсценировано. И все равно пришло около ста человек - из которых треть только там (люди не обязаны жить в Интернете) и только от меня узнали, что Бабченко жив. 
Выражение их лиц трудно описать: сперва они не верили, потом - изумление и взрыв радости. 
Ни один из тридцати не возмутился инсценировкой. И ни один не выразил ни малейшего недовольства участием в ней Бабченко. 
Главным для них всех в ходе этого импровизированного социологического опроса было то, что он жив.